Помощник учителя
Рассказы о пионервожатых - Газета «Советская Латвия» от 22 июня 1946
«Пионер! По соседству с нашим городом находится Приекульская волость, разрушенная врагом. Приекульские крестьяне и трактористы МТС активно готовятся к полевым работам.
«Окажем посильную помощь труженикам села, соберём из имеющихся у нас книг библиотеку для приекульских крестьян!» - гласит текст объявления.
Уполномоченная по сбору литературы Рита Комаровская, учительница пятого класса «А» лиепайской средней школы эти дни была самым популярным человеком в школе.
На переменах и после занятий ученики отыскивали Риту с тем, чтобы отдать ей книги, предназначенные для приекулских крестьян.
Совет дружины теперь стал настоящим штабом пионерской организации, где коллективно решались насущные вопросы текущей работы.
Кому из вас нравится наш школьный двор? - с таким вопросом обратилась Муза Эйдук к членам совета дружины.
Пионеры вначале не поняли вопроса старшей пионервожатой, но уже через минуту, уловив её смысл, горячо заспорили о том, какие деревья лучше всего будет высадить и на каком месте красивее разбить клумбы.
Озеленение школьного двора поручили отряду третьего класса «В». И ребята горячо принялись за дело.
Муза Эйдук прекрасно понимала, что пионерская работа не терпит шаблона. У ребят необходимо развивать инициативу и находчивость, разнообразить методы воспитания.
Сбор, как правило, всегда начинался со строя, затем пионервожатая организовала физкультурные игры, беседы. Ребята шли на сбор охотно, зная заранее, что он не будет омрачен упреками и скучными нотациями.
Означало ли это, что Муза не интересовалась учебой своих пионеров? Конечно, нет!
Он часто беседовала об успеваемости своих воспитанников. Не раз на советах воспитанников. Не раз на советах дружины ставился вопрос об отметках отдельных пионеров.
В третьем классе «Б» на протяжение долгого времени ряд учеников имел неудовлетворительные оценки по русскому языку, снижавшие общий процент успеваемости в школе. То, что пионеры этого класса нуждались в помощи, было ясно для всех, и весь вопрос заключался в том, чтобы суметь заинтересовать детей дополнительными занятиями кружка по литературе, которыми взялась руководить вожатая отряда Валя Гаврилова. Но после первых же занятий Валя чуть ли не со слезами на глазах пришла к Музе.
— Они не слушают меня. Вот сегодня опять на занятиях было только двое...
Валя Гаврилова — одна из лучших вожатых школы — стояла перед Музой растерянная, ожидая доброго совета старшей пионервожатой.
Муза предложила разнообразить занятия чтением интересных рассказов, обсуждением письменных работ. Это оказало благотворное влияние на успеваемость третьеклассников, принеся им неоценимую услугу в учебе.
0чень ценно, что Муза Эйдук в своей работе никогда не навязывала ребятам своего мнения.
Предоставляя пионерам возможность проявлять инициативу и изобретательность, она умела в нужный момент подсказать новое интересное дело, за которое все с охотой принимались.
Так было зимой с организацией помощи городскому транспорту, позже — со сбором библиотеки для приекульских крестьян, с озеленением школьного двора и с организацией пионерской комнаты.
Долгое время в школе не было такой комнаты, а нужда в ней ощущалась все острее и острее. Директор школы выделил комнату, но пустая и неуютная, она не привлекала ребят.
Муза начала с небольшого. Собрав после уроков несколько пионеров, она спросила, кто из них может помочь оборудовать комнату. Оказалось, что пионер Степанов может принести настольные игры, а девочки из шестого класса готовы сделать занавески для окон и достать цветы.
Сама же Муза обратилась за помощью к шефам, и те охотно в несколько дней сделали для пионерской комнаты подставки для горна и барабана и рамки для портретов.
Своими руками пионеры окрасили полы, вымыли окна, сшили и повесили занавески. Отряд третьего класса «Б» имени Павлика Морозова взял на себя инициативу создать в пионерской комнате уголок Владимира Ильича Ленина. Работы хватало всем, и все с увлечением трудились. Муза находила все новые и новые пути для того, чтобы пионерская жизнь в отряде била ключом.
По её предложению пионеры отправили дружеские письма в одну в из ленинградских школ и в рижскую школу № 15.
Так в отряди имени Павлика Морозова лиепайской средней школы завязалась дружеская переписка с рижскими пионерами.
Ребята рассказали друг другу о своей учебе и работе в отряде, делились тем, как готовятся они к предстоящим экзаменам.
Письма рижских пионеров здесь зачитывались на сборе отряда, и ребята коллективно отвечали своим новым друзьям. Подумали в этом отряде уже и о том, как провести летние каникулы.
Уже решено, кто будет шить заплечные мешки, кто подготовит сачки для ловли бабочек. Во время экскурсии ребята хотят сделать гербарий и собрать коллекцию насекомых для школы.
Сейчас Муза Эйдук сдает последние экзамены. Работы много, однако, она не теряет связи со своими пионерами и в эти горячие для нее дни.
Многие из вожатых отрядов приходят к ней посоветоваться о плане летних экскурсий, о том, как разнообразить отдых ребят.
Работу, которую Муза Эйдук проводила с пионерами в текущем году, помогала ребятам в учебе. Младшие классы Лиепайской средней школы успешно закончили нынешний учебный год, из 346 учащихся младших классов 98 ребят имеют отличные и хорошие отметки.
Р. РОЗОВА
(Наш спецкорр.)
г. Лиепая.