ПЛ "Пескарь"
Зачислена в состав БФ 20 июня 1904. Заложена 10 мая 1904 на Невском судомеханическом заводе, Санкт-Петербург. Спущена в 1905. Вступила в строй в мае 1906.
01 ноября 1905 г. совместно с ПЛ "Белуга" и "Лосось" своим ходом в сопровождении кораблей перешла из Петербурга в Либаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условия плавания оказались тяжелыми - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см. Лодки перенесли этот переход благополучно.
05 февраля 1906 г. в период достроечных работ в ночь на 5 февраля 1906 г. ПЛ "Пескарь" стояла у борта транспорта "Хабаровск". Со стоящей рядом ПЛ "Сиг" было замечено, что у ПЛ "Пескарь" образовался необычно большой дифферент на корму. Причиной образования дифферента явилось поступление воды из-за борта через неисправный клапан вспомогательной помпы (дежурный моторист заснул). Была вызвана команда ПЛ "Пескарь", затопление лодки было предотвращено. Восстановление вышедшего из строя электродвигателя заняло целый месяц.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев;
25 мая 1906 г. окончательно Невский завод сдал ПЛ "Пескарь" к 25 мая 1906 г. В Либаве лодка была включена в состав Учебного отряда подводного плавания. В июле-августе 1907 г. ПЛ интенсивно использовалась для обучения личного состава и боевой подготовки. С 10 июля по 15 августа 1907 г. лодка прошла в надводном положении 1100 миль, из них 800 миль самостоятельно. Погода во время этих переходов была самая разная - от штилевой до 5 баллов волнения. С мая 1908 г. ПЛ использовалась и для проведения опытов. Так по приказанию морского министра в 1908 г. были проведены опыты "взрыва пироксилина близ подводной лодки для определения действия такового на самую лодку". 16 мая 1908 г. на ПЛ были погружены два барана, два кролика и собака. Лодка стала на якорь вблизи установленного накануне на грунте на глубине 10 м мертвого якоря весом около 10 т. После заполнения балластных цистерн личный состав покинул лодку, крышка боевой рубки была закрыта, на лодку был дополнительно установлен груз весом 1 т. Погружение лодки, имеющей небольшую положительную плавучесть, осуществлялось при помощи выбирания стального троса, укрепленного на корпусе лодки и продетого через шкив мертвого якоря и поданного на килектор. Лодка была погружена под воду на глубину 6—7 метров. Взрывное устройство было помещено на глубине 4 м на расстоянии от ПЛ 100 м и 60 м. Сразу после взрыва трос с килектора стравливали и лодка всплывала' В результате 2-х опытов никаких видимых повреждений лодка и животные не получили. Таким образом, на практике было подтверждено, что на расстоянии возможного торпедного выстрела с подводной лодки по кораблю, взрыв торпеды не окажет разрушительного действия на атакующую ПЛ.
01 ноября 1910 г. после окончания летней компании 1910 г. вступила в вооруженный резерв. С 1911 г. ПЛ находилась в капитальном ремонте. После выхода из ремонта ПЛ вновь была зачислена в Учебный Отряд. 13 июля 1913 г. ПЛ на буксире у транспорта "Хабаровск" следовала из Либавы в Ревель. При шторме в 5-6 баллов близ маяка Бакгофен лодка неожиданно зарылась носом в воду. Причиной зарывания лодки явилась остановка хода транспорта "Хабаровск", вследствие чего горизонтальные рули, положенные на всплытие при нормальном ходе, перестали поддерживать нос лодки и она получила дифферент на нос. Волной были смыты за борт и погибли командир лодки капитан 2 ранга Вурм и слушатель Учебного Отряда подводного плавания лейтенант Мезинов. На палубе остался только привязанный около рубки рулевой, управляющий вертикальными рулями. Хлынувшая на палубу вода усилила дифферент, и лодка начала погружаться. Когда уровень воды поднялся до рубочного люка, вода стала поступать в лодку. Затопление ее было предотвращено находчивостью унтер-офицера Леонова, который бросился в рубку и, преодолевая поток воды, сумел закрыть рубочный люк.
В 1914 г. продолжала интенсивно использоваться в учебных целях и особенно для тренировок в стрельбах торпедами — совершила 39 выходов в море и произвела 38 выстрелов торпедами. В 1915 г. ПЛ вошла в состав сил Або-Оландской шхерной позиции и несколько раз выходила на боевое патрулирование. Осенью 1917 г. была сдана в порт на хранение. 25 октября 1917 г. перечислена в состав Красного Балтийского Флота.
24 февраля 1918 г. в начале 1918 г. находилась в Ревеле, где 24 февраля 1918 г. была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.
Командиры:
-
Вурм Николай Васильевич (06.03.1876–13.07.1913) — лейтенант, минный офицер миноносца «Буйный». Окончил Морской кадетский корпус (1897). Мичман (15.09.1897). Лейтенант (14.04.1902). Старший лейтенант (06.12.1909). Капитан 2 ранга (14.04.1913). С 15.05.1905 в японском плену. С 09.04.1907 по 17.09.1908 — в запасе флота. С 25.10.1912 — командир подводной лодки «Пескарь». Смыт за борт во время шторма. Исключен из списков 22.07.1913.
Фотоальбом
События в городе:
9 апреля 1906 год - Из всех готовых лодок в Порту Императора Александра III был образован Учебный отряд подводного плавания (контр-адмирал Э. Н. Шененович) в составе: подводные лодки «Пескарь», «Белуга», «Стерлядь», «Лосось», «Сиг», «Макрель», «Окунь», «Почтовый» и учебного транспорта «Хабаровск», приступивший к усиленной подготовке личного состава для всего подводного флота.
13 июля 1913 года - Балтийское море, между Либавой (Лиепая) и Ревелем (Таллин), у маяка Бакгафен. Лодка в шестибалльный шторм буксировалась плавбазой "Хабаровск". Буксир неожиданно остановился, и лодка, потеряв скорость, ушла носом под воду. При этом были смыты находившиеся на палубе командир и инженер-механик, спасти их не удалось. Вода начала поступать в балластные цистерны, клапан вентиляции которых оказался открытым, затем — через верхний рубочный люк. Один из членов экипажа сумел закрыть его и спас корабль. Всего погибли 2 человека, спаслись 20. Причиной гибели людей была названа неосторожность самих погибших. Начальники, отдавшие приказ о переходе в шторм, получили взыскания.
Вступившие в строй ПЛ интенсивно использовались для обучения личного состава и боевой подготовки; сосредоточение в Либаве сразу четырех однотипных ПЛ позволило начать отработку тактики дивизиона, командиры днем и ночью обучались совместным действиям. Либавский дивизион в какой-то мере стал прообразом "волчьих стай" времен Второй мировой войны. Эти ПЛ "Холланд-7р" совершали самостоятельные переходы в Ревель и Гельсингфорс, что само по себе являлось большим достижением для кораблей прибрежного действия.
Использованные источники:
КОРАБЛИ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА - КОРАБЛИ
Военно-Морской Флот России - "Пескарь"
Русский фортификационный сайт - "ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В ЛИБАВЕ" Р.В. Кондратенко