ПЛ "Окунь"
Заложена на Балтийском заводе в первой половине 1904 г., спущена на воду 31 августа того же года, до сентября 1905 года на подводной лодке производились переделки, необходимость которых была выявлена в процессе испытаний подводной лодки "Касатка" - установили среднюю рубку, увеличили площадь горизонтальных рулей. До 11 марта 1906 г. числилась в классе миноносцев. Два бензиномотора "Панар" в 1911 году были заменены таким же дизелем с динамо-машиной что и на подводной лодке "Макрель".
В 1911 г. прошла модернизацию и капитальный ремонт (бензиномоторы были сняты и заменены дизелем мощностью 120 л.с., изготовленным заводом Л. Нобеля).
После модернизации была направлена в Учебный отряд подводного плавания, находившийся в Либаве. Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, оборона Виндавы (Вентспилс) в июне 1915 г., прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота), совершила 7 боевых выходов.
3 июня 1915 года, находясь на позиции перед Ирбенским проливом в 20 милях к западу от маяка Люзерорт, обнаружила отряд германских броненосных крейсеров ("Принц Альберт", "Принц Генрих" и "Роон"), шедших в охране 10 миноносцев, и пыталась атаковать крейсеры, прорвавшись через линию миноносцев охранения. Идя под водой и полагая по шуму винтов, что лодка миновала линию миноносцев, командир (ст. лейтенант В.А. Меркушев) всплыл под перископ для атаки. В момент залпа четырьмя торпедами, в перископ был обнаружен в 40 метрах от лодки, идущий на нее полным ходом немецкий миноносец "G-135". Срочно погрузившись, лодка все же оказалась под миноносцем, который, пройдя над ней, сильно согнул перископ, однако не причинил каких-либо более серьезных повреждений.
Выждав удаления неприятельских миноносцев, предпринявших поиск лодки, командир после четырех часов пребывания под водой всплыл и, осмотревшись, направился под берег к Михайловскому маяку, где находились русские миноносцы. Выпущенные лодкой торпеды попаданий не имели.
25 октября 1917 г, вошла в состав Красного Балтийского флота. 31 января 1918 г. выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение, но 10 ноября 1918 г. отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов, а оттуда на буксире по Волге до Астрахани и 18 ноября 1918 г. перечислена в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии. 31 июля 1919 г. вошла в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и 05 июля 1920 г. - в состав Морских сил Каспийского моря. После гражданской войны вновь находилась в порту на хранении, а 21 ноября 1925 г. исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском военном порту.
Фотоальбом
События в городе:
9 апреля 1906 год - Из всех готовых лодок в Порту Императора Александра III был образован Учебный отряд подводного плавания (контр-адмирал Э. Н. Шененович) в составе: подводные лодки «Пескарь», «Белуга», «Стерлядь», «Лосось», «Сиг», «Макрель», «Окунь», «Почтовый» и учебного транспорта «Хабаровск», приступивший к усиленной подготовке личного состава для всего подводного флота.
Использованные источники:
ВМФ России - "Окунь"
Русский фортификационный сайт - "ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В ЛИБАВЕ" Р.В. Кондратенко