ПЛ «Белуга»
Зачислена в состав БФ 5 июня 1904. Заложена 10 мая 1904 на Невском судомеханическом заводе, Санкт-Петербург. Спущена в июле 1905. Вступила в строй 2 мая 1906.
1 ноября 1905 г. совместно с ПЛ "Пескарь" и "Лосось" своим ходом перешла в Либаву для окончательной достройки и проведения испытаний. Условия плавания оказались тяжелыми — сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см.0
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев.
2 мая 1906 г. зачислена в состав Учебного Отряда подводного плавания. Интенсивно использовалась для обучения личного состава. В 1908 г. при совместной буксировке учебным судном "Хабаровск", ПЛ "Стерлядь" навалилась на ПЛ "Белуга". Последствием столкновения на ПЛ "Белуга" было небольшое просачивание воды во фланцах систем охлаждения компрессора и бензиномотора и в нескольких заклепках между 13 и 15 шпангоутами. Результаты контрольного погружения на глубину 17 м показали, что нет необходимости проводить срочные ремонтные работы. С 1909 г. находилась на капитальном ремонте, после окончания которого активно использовалась для отработки учебных атак.
18 апреля 1913 г. при входе в устье Либавского канала столкнулась с миноносцем "Внушительный". На лодке была повреждена крышка торпедного аппарата и надстройка, миноносец получил надводную пробоину левого борта, разорвано 4 шпангоута носовой кочегарки. 18 мая 1913 г. проводились испытания приспособлений подачи воздуха с водолазного бота на лежащую на грунте ПЛ. Воздушный шланг был присоединен водолазом к нипелю на командирской рубке. Испытания в целом дали положительный результат, позволили определить требования к системам подачи воздуха на лодки. С началом войны вошла в состав сил Або-Оландской шхерной позиции.
В компанию 1915 г. ПЛ совершила 3 выхода на позиции для боевого патрулирования. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного Балтийского Флота. Осенью 1917 г. была сдана в порт на хранение.
В начале 1918 г. ПЛ находилась на ремонте в Ревеле, где 24(25?) февраля 1918 г. была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.
Командиры:
1. Андреев 1-й А.А. (29.08.1905-26.07.1907)
2. Ризнич Иван Иванович (...11.1905)
3. Волков 2-й П.В. (26.07.1907-10.01.1908)
4. Нордштейн Н.К. (7/23.01.1908-28.11.1910)
5. Циолкевич А.Е. (1910)
6. Мессер 1-й И.В. (24.11.1910-31.03/01.05.1914)
7. Фон Дихт Г.Е. (25.04.1914-06.06.1916)
8. Лазаревич-Шепелевич П.И. (врид 19.05-06.06.1916)
9. Хомутов 2-й В.Н. (06.06.1916-31.07.1917)
Фотоальбом
События в городе:
9 апреля 1906 год - Из всех готовых лодок в Порту Императора Александра III был образован Учебный отряд подводного плавания (контр-адмирал Э. Н. Шененович) в составе: подводные лодки «Пескарь», «Белуга», «Стерлядь», «Лосось», «Сиг», «Макрель», «Окунь», «Почтовый» и учебного транспорта «Хабаровск», приступивший к усиленной подготовке личного состава для всего подводного флота.
29 мая 1906 год - Зачислена в состав Учебного Отряда подводного плавания с базированием в Либаве. Интенсивно использовалась для обучения личного состава;
31 мая 1906 год - Успешно вышла в учебную торпедную атаку на маяк Либавский;
4 июня 1909 год – Прибыла в Либаву;
15 августа 1909 год - В составе Отряда ПЛ вернулась из Ревеля в Либаву;
1911 год - С началом компании перешла в Либаву для обеспечения практических занятий слушателей УОПП. На зимовку перешла в Ревель;
18 апреля 1913 год - При входе в устье Либавского канала столкнулась с миноносцем "Внушительный". На лодке была повреждена крышка торпедного аппарата и надстройка, миноносец получил надводную пробоину левого борта, разорвано 4 шпангоута носовой кочегарки;
19 июля 1914 год - Начало Первой мировой войны встретила в Либаве;
30 июля 1914 год - Перешла в Ревель;
Использованные источники:
КОРАБЛИ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА - КОРАБЛИ
Военно-Морской Флот России - ПЛ "Белуга"
Русский фортификационный сайт - "ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В ЛИБАВЕ" Р.В. Кондратенко