Главная » Город » Пудлинговый, железопрокатный, проволочный и проволочно-гвоздильный завод «Бёкера и Ко»

Пудлинговый, железопрокатный, проволочный и проволочно-гвоздильный завод «Бёкера и Ко»

«Акционерное общество Либавских

железоделательных и сталелитейных заводов»

«Лиепайский проволочный завод»

«Сарканайс Металургс»

АО «Лиепаяс Металлург»

 

28.09.1882

 

В 1882 году владелец вестфальского металлургического предприятия в местечке Шальке Вильгельм Бёкер решил построить в Либаве завод для производства проволочного железа, проволоки и гвоздей, чтобы сохранить сбыт своим товарам по Российской империи. Для этого в начале года в городе создаётся коммандитное товарищество с первоначальным капиталом в 250 000 рублей. Руководство предприятия берёт на себя Адольф Бёкер, сын Вильгельма. 16 августа того же года канцелярия Курляндского губернатора одобрила проект постройки зданий, и 28 сентября стало официальной датой начала строительства завода.

Весной 1883 года первые производства – вальцовочная мастерская и шесть пудлинговых печей – пущены в ход. Первые рабочие прибыли из Германии. От туда же, а так же из Вилейки, где тоже находился принадлежащий Бёкеру завод, были поставлены машины. Спустя пять лет Пудлинговый, железопрокатный, проволочный и проволочно-гвоздильный завод «Бёкера и Ко» представляет собой уже крупное объединение производств.

Осенью 1887 года коммандитное товарищество начало строительство первой 15-тонной мартеновской печи, в 1891 году она вступила в строй. В 1895 году железная и стальная проволока, гвозди, сварочные цепи и катаные вилы из Либавы были удостоены Золотой медали на Всероссийской промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде. В 1897 году начинает действовать первый сортопрокатный цех.

25 июня 1899 года Император Николай II разрешил создать акционерное общество Либавских железоделательных и сталелитейных заводов. Учредителями общества были Адольф Бёкер и предприниматель Александр Шитов. Адольф Бёкер официально продал новообразованному акционерному обществу принадлежавший ему завод за 1,5 миллиона рублей. Держателем контрольного пакета акций стал петербургский Частный коммерческий банк, который в свою очередь принадлежал французко-германскому концерну «Норманн-Шихау». Бюро правления разместилось в Санкт-Петербурге. Металлургическое предприятие с основным капиталом в 2,5 миллиона рублей и с 1300 рабочими стало крупнейшим в Балтийских губерниях.

Вложенные средства были направлены на дальнейшее развитие производства. Заработала электростанция, были построены новое мартеновское отделение, ремонтно-механический цех, много других зданий.

Выйти из тяжёлого положения, вызванного экономическим кризисом 1901 – 1903 годов (500 рабочих были уволены), предприятию помогло создание синдикатов. В 1903 году три завода – из Либавы, Петербурга и Варшавы – создали синдикат по продаже сельскохозяйственных вил, доля Либавы во всероссийском сбыте составила 34 процента. В том же году либавский завод вместе с рижским заводом «Старс и Ко» создали синдикат «Гвоздь», спустя полгода в него входило уже 30 предприятий России. 1 ноября 1904 года акционерное общество приобретает с аукциона либавский Чугунолитейный и машиностроительный завод «Везувий».

Во время Первой русской революции 1905 – 1907 годов Либава была одним из центров революционного движения в Российской империи. Особую активность в событиях этих лет проявили металлурги. На заводе был создан Рабочий совет, почти целиком взявший на себя управление предприятием. Правление акционерного общества было вынужденно из Петербурга на два года приехать в Либаву.

В середине 10-х годов 20 века отстававшее в техническом отношение металлургическое предприятие нуждалось в модернизации. Серьёзно был реконструирован завод «Везувий», однако планы технического совершенствования производств главного завода не дал осуществить экономический кризис 1907 – 1908 годов. Прежние синдикаты прекратили свою деятельность, и к апрелю 1909 года акционерное общество почти обанкротилось. Руководство отстранило от видения дел, и была назначена сторонняя администрация. В это время на главном заводе работает 1100 человек, и ещё 360 – на «Везувии»

В июне 1909 года акционерное общество заключает договор о вступление в синдикат «Продамет», обеспечив, таким образом, своему сортовому прокату прибыльный сбыт на российском рынке.

Не смотря на то, что дела общества по прежнему шли не блестяще, акционеры в 1911 году приняли решение значительно увеличить уставной капитал и продолжить деятельность предприятия. Франко-германский концерн «Норманн-Шихау» готовил производственную базу для участия в осуществление программы модернизации военно-морского флота Российской империи и делал серьёзную ставку на металлургическое предприятие в Либаве.

Частный коммерческий банк совместно с Международным, Учётным и другими петербургскими банками провёл санацию компании. Надзор администраторов был снят, а акционерный капитал общества увеличен с 2,5 до 5,5 миллионов рублей.

19 июня 1912 года правление акционерного общества соглашается с предложением Частного коммерческого банка о приобретение у него Рижского судостроительного и машиностроительного завода «Ланге и сын» и контракта с фирмой «Норманн» в Париже. В том же месяце общество приобретает также Ревельский металлический завод и с этого времени становится одним из крупнейших комбинированных предприятий России. В начале 1913 года его основной капитал был увеличен до 11 миллиона рублей.

25 июня 1913 года император Николай II утверждает новое название предприятия – акционерное общество Металлургических, механических и судостроительных заводов «Бёкер и Ко».

У города Ревель (Таллинн) был куплен участок земли на мысе Копли, где были построены судостроительные мастерские и четыре стапеля для строительства эскадренных миноносцев. Всего на верфи было заложено пять эсминцев, два из них успели полностью построить до 1917 года, ещё один был заложен позже.

В Либаве в это время серьёзно модернизируется заводская электростанция, множество станков и механизмов переводится на электротягу, строится новый мартеновский цех, строится новое производство катаных вил. Количество рабочих увеличивается до 1730.

С 24 апреля 1915 года до 23 ноября 1918 года заводы в Либаве действовали под началом немецких оккупационных властей. В ноябре 1918 года, после произошедшей в Германии революции, производство было остановлено, и до 29 февраля 1920 года предприятие бездействовало.

В 1920 году акционерному обществу, получившему 31 марта 1916 года новое название – акционерное общество Северо-западных металлургических, механических и судостроительных заводов, - с помощью английских предпринимателей и банкиров удалось восстановить работу лиепайского предприятия. 1 марта 1920 года правительство молодого латвийского государства передало металлургический завод и завод «Везувий» специально созданному акционерному обществу Британско-балтийских заводов (“The British-Baltic Shipbuilding and Engineering Works”).

Первыми возобновили работу гвоздильное и проволочное отделение. 75 процентов платы за поставки по госзаказам правительство Латвии перечисляло в английской валюте, на которую в Великобритании приобретался каменный уголь. 15 ноября мартеновские печи снова стали производить сталь. Официальное открытие завода состоялось 3 января 1921 года.

С декабря 1922 года до июля 1923 года оставшимся без хозяина заводом управляла назначенная латвийским судом Куратория (попечительский совет). 14 июля 1923 года всё имущество было передано восстановленному в своих правах акционерному обществу Северо-западных металлургических, механических и судостроительных заводов в лице председателя его правления Владимира Маркозова.

В ситуации, когда предприятие оказалось отрезанным от привычных рынков, при сильной конкуренции на рынках Балтийских стран со стороны производителей из Европы, при остром дефиците оборотных средств предприятие в первые же годы смогло получить некоторую прибыль. К 1925 году выпуск продукции достиг трети от довоенного уровня.

В 20-е годы завод полностью обеспечивает потребности Латвии в металлоизделиях – производится продукция для строительства, сельского хозяйства, машиностроения, судостроения. Продукция идёт на экспорт: в Англию – гвозди, в Германию и Бельгию – проволока, в Советский Союз – вилы, сотнями тысяч штук.

Завод продолжает развиваться. В 1925 году серьёзно модернизируется мартеновское производство, в 1929-м создаётся линия по изготовлению железнодорожных рельсов, в 1931-м реконструируются механические мастерские.

С 1927 года предприятие получает крупные государственные заказы. Позже начинаются крупные поставки в рамках межгосударственного торгового договора с Советским Союзом, в основном благодаря им завод стремительно безболезненно смог перенести экономический кризис конца 20-х – начала 30-х годов. Однако весной 1932 года правительство Латвии приняло решение не продлевать торговый договор, и завод становится убыточным. Ставшее банкротом предприятие 15 октября 1932 года остановило производство. 1 ноября подписывается договор о сдаче завода в аренду Ипотечному банку, фактически его переняло правительство, и к концу месяца он снова заработа.

4 августа 1933 года предприятие продано с аукциона за один миллион латов автономному государственному предприятию „Liepājas kara ostas darbnīcas”. Его правление включило металлургический завод в состав своего предприятия, присвоив ему название „Liepājas drāšu fabrika”.

Ассортимент выпускаемой на заводе продукции в эти годы, пожалуй, был самым широким – от напильников до корабельных штевней. На Проволочной фабрике работают 1300 рабочих и служащих. В 1933 году создаётся новое вилочное отделение, в 1934 году перестраивается и расширяется мастерская для изготовления прокатных валков, в 1935-м расширяется литейное отделение.

В 1938 году было решено в Мастерские военного порта впустить частный капитал, создаётся промышленное акционерное общество „Mašīnu fabrika un kuģu būvētava „Tosmare””. В связи с этим Кабинет Министров принял решение с 1 апреля 1938 года разделить Мастерские военного порта и Проволочную фабрику на два самостоятельных предприятия – „Liepājas drāšu fabrika” стала автономным государственным предприятием.

С переменой государственного строя в конце июня 1940 года изменилось и система государственного управления. С июля 1940 года предприятие переходит под начало Управления металлообработки Народного комиссариата местной промышлености Латвийской ССР.

С июля начал действовать участок по подъёму кораблей. Для увеличения выпуска продукции без расширения производства на заводе применяются стахановские инициативы и социалистическое соревнование. В рабочем коллективе появляются первые женщина.

14 октября 1940 года по предложению партийной ячейки и при одобрение всего коллектива и вышестоящих партийных и государственных органов предприятию было присвоено название завод «Сарканайс металургс». С 15 октября завод вошёл в состав в новь образованного треста промышлености сельскохозяйственного машиностроения и рабочих инструментов „Mašīnbūve”. Кроме «Сарканайс металургс» в трест входило ещё 12 металлообрабатывающих предприятий, в основном расположенных в Риге.

5 ноября 1940 года первую сталь дала новая мартеновская печь, заложенная ещё весной 1939 года. Одна из самых современных на тот момент в Европе, она позволяла отливать плавки быстрее, чем на передовых заводах России и Германии.

1 марта 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР лиепайский завод «Сарканайс металургс» передан в подчинение Народного комиссариата местной промышленности СССР.

28 июля 1941 года немецкие власти наложили арест на имущество металлургического завода и передали его в распоряжение вооружённых сил. 31 июля было возобновлено производство, остановленное в первые дни обороны города в конце июня.

22 октября 1941 года в распоряжение рейхскомиссара предприятие передаётся в аренду акционерному обществу “Ostland GmbH”. На следующий год, 3 июня завод переняло предприятие “Reichsmonopolgesellschaft Berg- und Huttenwerkengesellschaft Ost Gmbh”.

В 1943 году планируется масштабная реконструкция – на базе главного завода и завода «Везувий» предполагается создать два мощных судостроительных и судоремонтных предприятия. По плану территория «Везувия» расширялась бы до Лиепайского озера, и на его берегах, а также вокруг острова Зиргу оборудовались бетонные причалы со вспомогательными сооружениями. Новые производства главного завода или размещались бы на южном берегу канала Военного порта, или же с другой, южной стороны старого аэродрома для них был бы построен новый канал, который бы шёл от разделительного мола вдоль нынешней улицы Целму до середины сегодняшних корпусов «Луамы». Однако с неудачами на восточных фронтах отношение немецких властей к латвийским предприятиям изменилось, и “Libauer Eisenwerker”, как тогда назывался завод, встретил конец войны разграбленным и разгромлённым.

После войны восстанавливать предприятие власти не собирались. Серьёзно отстававшие в техническом отношении, заведомо убыточное производство следовало закрыть. Новый директор Петерис Звайгзне, осознавая, какое значение металлургический завод имеет для города, летом 1945 года едет в Москву и дважды встречается со Сталиным. В результате принимается решение сохранить «Сарканайс металургс», отнеся его к металлургическим предприятиям группы «Б». 14 ноября мартеновские печи вновь выпустили металл.

Производство велось преимущественно на старом оборудовании, которое неустанно улучшалось и совершенствовалось, что позволяло улучшать условия труда и год от года увеличивать выпуск продукции. Осенью 1950 года первою кровельную жесть дал полученный по репарациям из Германии листопрокатный стан, проработавший до 1983 года. Развёртывается обширная социальна программа – открывается клуб, пионерский лагерь, строятся жилые дома.

В конце 50-х годов начатая реализация очередного плана реконструкции завода приостанавливается, так как из-за очевидных экономических и технологических просчётов продолжать её нет смысла. Предприятие снова оказывается на грани закрытия. Прибывший с Украины директор Николай Голодов, который так же, как и Петерис Звайгзне, имел опыт работы на крупнейших металлургических комбинатах в России, делает всё, чтобы сохранить завод. По сути, строит его за ново.

В 1965 году на территории «Везувия» вступает в строй самый современный в Советском Союзе мартеновский цех, сразу построенный с тем расчётом, чтобы в будущем переоборудовать его на работу с электропечами. Одновременно развёртывается строительство высокопроизводительных прокатных станов. Определяется специализация завода – производство сортового проката, преимущественно арматуры для армирования железобетона.

В 1963 году завод переходит в подчинение Министерство чёрной металлургии СССР и включается в обширную систему внутриотраслевой кооперации. До этого им распоряжались различные управления и министерства Латвии. В 1972 году предприятие становится прибыльным. Здесь испытывается множество технических нововведений и изобретений в области металлургии, среди них в первую очередь следует назвать уникальные установки непрерывной разливки стали. По сравнению с 1950-ми годами количество выпускаемой продукции увеличивается в десять раз.

В 1987 году количество работающих на «Сарканайс металургс» достигло 3504 человек, в этом году было произведено и рекордное количество продукции – 849 100 тонн стального проката.

В конце 80-х – начале 90-х 20 века годов экономические связи рушатся, объёмы производства падают. 3 сентября 1991 года предприятие переходит под юрисдикцию Латвийской Республики, 28 ноября того же года по результатам голосования среди коллектива ему присваивается название государственный завод «Лиепаяс Металургс».

С сентября 1994 года до июня 1996 года действует только две мартеновские печи, временами остаётся только одна. В кратчайшие сроки осуществляется переориентация на рынки западных стран, налаживается система отправки продукции морем. При этом производство продолжает совершенствоваться, уникальными разработками лиепайских металлургов интересуются на многих других заводах.

14 апреля 1993 года Министерство промышлености и энергетики Латвии издаёт приказ о преобразовании государственного предприятия «Лиепаяс Металургс» государственное акционерное общество, начинается подготовка к его приватизации. Завод был приватизирован 21 декабря 1996 года, и уже спустя три месяца дан старт модернизации прокатного стана «350», которая позволила удвоить выпуск его продукции.

24 августа 2004 года с австрийской компанией “VOEST-ALPINE Industrieanlangenbau” и московским институтом «ГИПРОМЕЗ» подписывается договор о начале масштабной реконструкции завода. Первый этап –строительство новой высокопроизводительной установки разливки стали – предприятие осуществило полностью за собственные средства.

28 сентября 2007 года, в день 125-летия завода, заключается договор о начале реализации завершающего этапа реконструкции – планируется строительство нового электросталеплавильного производства с необходимой инфраструктурой и нового прокатного стана, который будут самыми современными в Европейском Союзе.

 

Фалеристика


SM – "Сарканайс Металургс" 

 

Источник


«Лиепаяс Металлург» долгий путь в 125 лет

Офицальный сайт предприятия - "LIEPAJAS METALURGS".