Крейсер-яхта «Алмаз»
Крейсер «Алмаз» — крейсер Российского Императорского флота.
Заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 12 сентября 1902 года. Строитель — корабельный инженер А. Моисеев. 2 июня 1903 года спущен на воду. Вступил в строй в ноябре 1903 года.
МТК планировал построить полноценный крейсер 2-го ранга (типа «Новик» или по проекту адмирала С. О. Макарова), но выяснилось, что нужная документация отсутствует. Поскольку Балтийский завод уже начал подготовку к строительству, было решено вместо боевого корабля заложить «посыльное судно для Тихого океана» (фактически, яхту для наместника на Дальнем Востоке адмирала Е. И. Алексеева).
С началом Русско-японской войны переведён на Тихий океан. Участвовал в Цусимском сражении, единственный из крейсеров прорвался во Владивосток, куда пришел 29 мая 1905 года.
Летом 1905 перевооружен во Владивостоке. 2 ноября 1905 года ушёл на Балтику. С 1906 года — посыльное судно, c 1908 — императорская яхта.
В 1911 году после ремонта на Франко-Русском заводе вошёл в состав Черноморского флота. В Первую мировую войну вооружен 7-ю 120-мм орудиями, использовался в качестве гидрокрейсера.
5 ноября 1914 года в качестве разведчика участвовал в сражении у мыса Сарыч. 28 марта 1915 года участвовал в первой бомбардировке Босфора.
В 1918 году находясь в Севастополе был захвачен немецкими войсками, затем перешёл к британским интервентам и передан ими белогвардейцам.
В сентябре 1920 совместно с другими судами в сложных погодных условиях и при некотором противодействии грузинских властей была осуществлена эвакуация из Грузии интернированного там отряда казаков генерала Фостикова (командир «Алмаза» капитан 2-го ранга В. А. Григорков руководил операцией).
14 ноября 1920 года в составе Русской Эскадры под флагом контр-адмирала Остелецкого ушёл в Бизерту, 29 декабря 1920 был интернирован там французскими властями. После установления дипломатических отношений между Францией и Советской Россией, 29 октября 1924 года был признан собственностью СССР и продан «Рудметаллторгом» на слом французской фирме.
В 1934 году разобран на металл.
Список офицеров
- Командир - Флигель-Адъютант Его Императорского Величества Капитан 2 ранга И.И. Чагин
- Старший офицер - Лейтенант, с 06.12.1904 Капитан 2 ранга А.П. Дьячков 1-й
- Ревизор - Лейтенант Н.П. Кехли
- Минный офицер - Лейтенант В.Ф. Григорьев 3-й
- Артиллерийский офицер - Лейтенант П.П. Мочалин
- Старший штурманский офицер - Лейтенант Н.М. Григоров
- Младший штурманский офицер - Мичман С.И. Соболевский
- Вахтенный начальник - Лейтенант Н.П. Саблин 2-й
- Вахтенный начальник - Мичман, с 17.04.1905 Лейтенант Г.Ф. Гильдебрандт 1-й (с 06.04.1905)
- Вахтенный офицер - Мичман М.М. Поггенполь
- Вахтенный офицер - Прапорщик по морской части А. Князь Чегодаев-Саконский
- Старший судовой механик - Подполковник К.И.М. Т.Р. Нейман 2-й
- Младший судовой механик - Поручик К.И.М. Н.П. Чистяков
- Младший судовой механик - Поручик К.И.М. В.М. Беклешев
- Судовой врач - Коллежский асессор В.А. Булатов
- Артиллерийский содержатель - Капитан по Адмиралтейству П.П. Яворский 1-й
Фотоальбом
События в городе:
2 октября 1904 год - Из Либавы вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Рожественского З.П, на помощь Русскому флоту в русско-японской войне.
Её основную силу составляли два броненосных отряда. В первый (командир контр-адмирал З.П. Рожественский) вошли четыре новейших однотипных броненосца «Князь Суворов» (флагман), «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл». Второй отряд (контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам) составили недавно построенный, но довольно слабый, а главное, недостаточно защищённый броненосец «Ослябя» (флагман) и два старых корабля — «Сисой Великий» и «Наварин», а также старый броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Крейсерские силы эскадры (контр-адмирал О.А. Энквист) включали старый броненосный крейсер «Дмитрий Донской», бронепалубные крейсера 1 ранга «Олег», «Аврора» и «Светлана» и 2 ранга «Жемчуг» и «Изумруд», небронированный крейсер-яхту «Алмаз» и вспомогательный крейсер «Урал»; позже к ним присоединились ещё несколько вспомогательных крейсеров. В первоначальный состав эскадры входили также миноносцы «Буйный», «Бедовый», «Бравый», «Быстрый», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Грозный», «Громкий», «Прозорливый», «Пронзительный» и «Резвый», плавучая мастерская «Камчатка», буксирный пароход «Русь» (бывший «Роланд»), несколько транспортов и госпитальное судно «Орёл». По Балтике эскадру сопровождал ледокол «Ермак».
Использованные источники:
Википедия - Крейсер-яхта «Алмаз»