ЛИЕПАЯ
С. КОРКЛЫШ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЛИЕСМА» РИГА 1966
Краткий исторический обзор
История города Лиепаи восходит н XIII веку – периоду, когда немецкие захватчики крестом и мечом стремились покорить Прибалтику и превратить ее в плацдарм для нападений на Русь. В это время появились документы, где упоминается Лива. Так, в грамоту о разделе Курляндии (от 4 апреля 1253 года) вписано селение Лива. Этот год и принято считать годом основания Лиепаи. В передельном договоре 1263 года говорится о Ливской гавани.
Развитие Лиепаи сильно тормозила жестокая конкурентная борьба, из которой победителями над курляндским герцогом, землевладельцами и городскими торговцами выходили рижские купцы. Вот почему Лиепая вплоть до XVII века оставалась небольшим рыбацким селением.
Городские права были присвоены Лиепае 18 марта 1625 года. Однако эти привилегии не оказали существенного влияния на развитие города. Рост его все еще сдерживали некоторые ограничения во внешней торговле, войны, эпидемии чумы, пожары и плохое сообщение с ближайшими государствами. В 1638 году в Лиепае было 1000 жителей, а в 1700 году их число увеличилось до 3000 человек.
Для связей с Западной Европой Россия часто использовала дорогу, пролегавшую через Курляндию. В 1697 году, путешествуя в Голландию и Англию, в Лиепае на несколько дней останавливался Петр I. В том же году были начаты работы по строительству порта, продолжавшиеся до 1703 года. Был прорыт 2-километровый канал глубиной в 3 метра и искусственная гавань. Это дало возможность самым большим кораблям того времени заходить в Лиепайский порт.
В XVIII веке в Лиепае расширяется торговля и ремесленничество. Во второй половине столетия обострились классовые противоречия. Эксплуатируемые слои городского населения начали противиться своеволию местных феодалов. В 1771 году произошел бунт подмастерьев, а в 1792 году, когда в городах Курземе начались волнения мельников, к ним присоединились и ремесленники Лиепаи. В 1794 году Лиепаю захлестнула волна восстания под предводительством Тадеуша Костюшко, которое началось в Польше после ее раздела в 1792 году. Мятежники хлынули в Курземе и дважды в 1794 году – 23 мая и в конце июня – занимали Лиепаю. Их поддержали местные крепостные крестьяне, присоединившиеся к повстанцам. Чтобы сохранить свою власть, герцог и помещики обратились за помощью в Российскую империю. Когда войска, присланные Екатериной II, в конце 1794 года подавили восстание, представители курземских помещиков прибыли в Петербург для переговоров о присоединении герцогства к России. 27 мая 1795 года Курземское герцогство и Пилтенский край стали частью Российской империи. Так появилась Курземская губерния.
В начале XIX столетия отношения между Францией и Россией обострились. Наполеон Бонапарт развязал войну. Пруссия, выступавшая в этой войне союзницей Франции, стремилась отвоевать у России прибалтийские губернии. В 1812 году захватчики из Восточной Пруссии напали на Россию. В июле того же года прусские войска заняли и Лиепаю. Неприятель сильно разграбил город. В Курземе, как и по всей России, началась партизанская война. После разгрома Наполеона на продолжительное время установился мир.
Присоединение Курземе к Российской империи способствовало скорейшему развитию Лиепаи. С XIX века в городе начинает развиваться промышленность. Решающее значение как большой морской порт город приобрел после открытия железной дороги, связывающей Лиепаю с Вильнюсом (1871 г.), и окончания строительных работ на железной дороге Лиепая – Ромны (1876 г.). Начинается бурное развитие города. С 1871 по 1886 и с 1890 по 1904 годы ведутся большие работы по перестройке городского порта. Канал, ранее соединявший Лиепайское озеро с морем, расширили и углубили, построили молы, соорудили склады и элеваторы. Хлеб из Украины и черноземных районов России, а также другие продукты производства теперь можно было вывозить через Лиепайский порт в Балтийское море. Включение Лиепаи в обширный российский рынок способствовало развитию больших промышленных предприятий. В городе появились металлургический, металлообрабатывающий, пробочный, линолеумный, деревообделочный, обувной, кожевенный, текстильный, лакокрасочный и другие заводы и фабрики. Ежегодно возрастало число торговых судов, заходивших в Лиепайский порт. Вначале это были большей частью парусники. Впоследствии их сменили большие пароходы.
Развитие промышленности и торговли вызывало бурный прирост населения. В 1914 году город насчитывает уже более 100 тысяч человек. Вырос новый район – Яунлиепая.
Вместе с ростом нового городского района растет и крепнет новый класс – пролетариат. Яунлиепая стала колыбелью рабочего класса Лиепаи, а заводы и порт этого района – его школой. В 1880 году в мастерских железной дороги Лиепая – Ромны происходила первая самая большая забастовка в Латвии. В 1893 году в Лиепае начал свою деятельность первый нелегальный марксистский рабочий кружок. В том же году члены кружка впервые в Латвии отмечали день 1 Мая. В 1896 году марксистский кружок руководил первой организованной стачкой рабочих Лиепаи. В 1897 году в Лиепае производились массовые аресты революционно настроенных рабочих и прогрессивных участников Нового течения.
На эксплуатацию и репрессии пролетариат ответил демонстрацией нового революционного подъема. В мае 1899 года в городе началась всеобщая стачка. Рабочие впервые шли по улицам с открытой демонстрацией под красными знаменами. В 1901 году была основана Лиепайская организация социал-демократии. В июне 1904 года она послала своих делегатов на съезд Латышской социал-демократической рабочей партии в Ригу.
Владимир Ильич Ленин высоко оценил вклад лиепайских рабочих и матросов в революционную борьбу 1905-1907 годов. В июле 1905 года В.И. Ленин писал в газете «Пролетарий»: «Начались попытки вооруженного отпора толпы царским войскам. Начались настоящие уличные сражения народа с войском, битвы на баррикадах. Кавказ, Лодзь, Одесса, Либава показали нам в самое последнее время образцы пролетарского геройства и народного энтузиазма».
Отмечая восстание на броненосце «Потемкин», В.И. Ленин писал дальше:
«В Либаве и Кронштадте матросы тоже восстают; учащаются столкновения с войском; идет (в Либаве) бой на баррикадах матросов и рабочих против солдат». «Рабочий класс своей кровью, пролитой на улицах Петербурга, Риги, Либавы, Варшавы, Лодзи, Одессы, Баку и массы других городов, доказал свое право на роль авангарда в демократической революции».
В конце ХIХ века возросла военная угроза со стороны Германии. Прусских милитаристов поддерживал кайзер Вильгельм II. Россия также готовилась к войне. Несмотря на возражения специалистов, царь Александр III настоял в 1890 году на строительстве в Лиепае крепости и «порта имени Императора Александра III», которые были закончены в 1907 году. В новом порту базировались корабли не только Балтийского флота, но и тихоокеанские эскадры перед отправкой их на войну с Японией. Еще во время этой войны Лиепая стала родиной Российского подводного флота. Лиепайская крепость была ликвидирована в 1908 году.
Уже на второй день первой мировой войны немецкие крейсеры обстреляли Лиепаю. Неприятельский военный флот блокировал город. Это парализовало деятельность предприятий города, появилось много безработных. 8 мая 1915 года немецким войскам удалось захватить город. С этого дня до ноября 1919 года трудящимся Лиепаи пришлось испытать тяжесть оккупационного режима немецких империалистов.
Захватчики сконцентрировали в городе многочисленные и хорошо вооруженные войска. В Лиепайский порт вошли английские и французские военные корабли. Английские и американские империалисты диктовали свою волю немецким оккупационным властям. Лиепая и ее окрестности стали настоящим плацдармом для подготовки нападения империалистических сил на Советскую Латвию и другие советские республики. Город стал центром реакции и местных контрреволюционных сил. Пролетариат Лиепаи, возглавляемый Коммунистической партией, продолжал освободительную борьбу даже в трудных условиях оккупации.
События этих лет в Лиепае обнажили противоречия между немецкими и английскими империалистами. И те и другие уверяли, что действуют в интересах латышского народа. На деле же они стремились реализовать свои захватнические замыслы с помощью «национальных» правительств кулацкого выдвиженца Ульманиса и священника Ниедре. Оба эти «латышских правительства» действовали в интересах латышской буржуазии и прибалтийских немецких баронов, против интересов трудящихся масс Латвии.
Лиепайский пролетариат самоотверженно боролся с оккупантами и их «правительствами» и тогда, когда они бежали от Советской власти и латышских красных стрелков, найдя убежище за штыками своих зарубежных хозяев и стволами их пушек.
Летом 1919 года объединенные силы реакции, на стороне которых было численное превосходство и преимущество в технике, начали нападение на Советскую Латвию с Лиепайского плацдарма. 22 мая части Красной Армии оставили Ригу. Латышские красные стрелки продолжали отстаивать завоевания Великой Октябрьской Социалистической революции. На разных фронтах они самоотверженно сражались с врагами молодой Советской республики. Среди мужественных и смелых бойцов было много лиепайчан, из которых особенно выделялись сын портового рабочего комиссар 11-й кавалерийской дивизии Первой конной армии Карлис Озолинь, бывший рабочий завода «Везувий» ответственный политработник Красной Армии Адольф Рихтер, знаменосец первой открытой демонстрации первый военком Москвы Янис Пиече, член военно-революционной организации партии в 1905 году военком Ярославля Семен Нахимсон, один из первых советских военных командиров авиаэскадрильи Ингаунис и многие другие.
В 1920 году по всей территории Латвии начала хозяйничать латышская буржуазия, которая, используя деньги и оружие немецких, английских и американских империалистов, притесняла трудящихся Латвии. Террор и репрессии не прекращались на протяжении всех 20 лет, пока буржуазия была у власти. Промышленность Лиепаи полностью пришла в упадок. Самые большие фабрики и заводы свертывали или совсем прекращали производство, потому что не хватало сырья, топлива или не было спроса на их товары. Экономическая оторванность разрушающе действовала не только на промышленность. В годы буржуазной Латвии замерла жизнь Лиепайского порта. Латвийские торговые суда либо совсем простаивали, либо перевозили грузы между городами в пределах Латвии. Товарооборот в 1938 году, например, составлял всего лишь 20% товарооборота 1913 года.
Эксплуатация рабочих и постоянная угроза безработицы революционизировали трудящихся Лиепаи. Нелегальные организации КПЛ, ЛКСМ и СТМЛ проделывали большую работу в легальных профсоюзах, спортивных и просветительских обществах и рабочих кооперативах. Многие коммунисты и комсомольцы, например, Я. Ларозе, К. Имун, О. Янкус, Э. Судмалис, И. Судмалис, Э. Белар, О. Гулбис и другие были арестованы и заточены в тюрьмы. На место заключенных борцов вставали их товарищи. В борьбе против буржуазии пролетариат Латвии вдохновляли успехи советского народа в социалистическом строительстве. С жизнью трудящихся в Советском Союзе рабочие Лиепаи знакомились из газет, журналов и книг, которые, несмотря на запреты властей, все же проникали к трудящимся. Кроме того, многое они узнавали от моряков с советских судов, заходивших в Лиепайский порт. Буржуазным националистам не удалось вытравить любовь трудящихся масс к могучему Советскому Союзу и русскому народу. Коммунисты и комсомольцы в глубоком подполье издавали нелегальные газеты и революционные листовки.
В 1939 году гитлеровская Германия захватила Клайпедскую область в Литве и Польшу. Народные массы выступили с требованием гарантирования Латвии безопасности и независимости. Это вынудило фашистское правительство Латвии заключить советско-латвийский пакт взаимной помощи. Согласно этому пакту, Советский Союз мог разместить в Лиепае и Вентспилсе свои базы военно-морского флота и строить аэродромы, чтобы гарантировать безопасность Советского Союза и Латвии. Фашистское правительство Латвии и его учреждения в Лиепае всячески тормозили выполнение этих обязательств.
18 октября 1939 года Советский Союз и Латвия заключили торговое соглашение, очень выгодное для Латвии, положительные результаты которого были очевидны уже через несколько месяцев. Накануне второй мировой войны в связи с блокадой морских путей установился кризис во внешней торговле. Латвия потеряла и без того ничтожные возможности экспорта и импорта. Предприятия испытывали голод в топливе и сырье. Многие из них работали всего два или три дня в неделю. Безработица достигла угрожающих размеров. Правительство надеялось ликвидировать ее, посылая рабочих из города на сельскохозяйственные и лесные работы. После заключения торгового договора с Советским Союзом многие безработные – железнодорожники, портовики, заводские рабочие – вновь получили работу; например, на бывшем заводе «Тосмаре» число рабочих после получения заказов от Советского Союза выросло от 500 до 1400.
События социалистической революции в Лиепае начались 19 июня 1940 года с демонстрации протеста рабочих бывшего завода «Тосмаре», к которым присоединились рабочие других заводов, а также жители города. Возмущение лиепайских трудящихся вызвали зверства полиции, направленные на рабочих Риги, 17 июня вышедших приветствовать прибывшие в Лиепаю и Вентспилс согласно договору части Красной Армии. Полиция и войска не смогли запугать тосмарцев. Колонна рабочих прошла через весь город, выразила свои симпатии Советскому Союзу, приветствуя прибывшие в Лиепаю части Красной Армии и потребовала ликвидации фашистского правительства Ульманиса.
На следующий день рабочие прекратили работу на всех предприятиях города, собираясь на митинги и уличные демонстрации.
После победы рабочего блока в выборах народного Сейма, после восстановления в Латвии Советской власти, Лиепая переживает бурный расцвет хозяйственной и культурной жизни.
Мирное строительство в июне 1941 года было прервано войной. Уже в первые ее часы на Лиепаю обрушилась авиация гитлеровской Германии. 23 июня враг прорвался и подступил к Лиепае. На защиту города вместе с частями Красной Армии встали рабочие порта, заводов «Сарканайс металургс» и «Тосмаре», отряды коммунистов и комсомольцев. Семь дней отражали героические защитники города жестокий натиск противника. Гитлеровцам удалось взять Лиепаю только тогда, когда большая часть защитников героически погибла в неравной схватке. Непрерывными воздушными налетами и артиллерийским огнем фашистские захватчики превратили порт, промышленные предприятия и целые районы города в груду развалин.
После оккупации города фашисты начали зверскую расправу с защитниками Лиепаи и советскими патриотами. Десятки тысяч мужчин, женщин и детей были расстреляны в прибрежных дюнах и замучены в подвалах гестапо. В условиях ужасного террора и репрессий в борьбу с оккупантами включались все новые и новые группы сопротивления. В городе начали действовать подпольные организации, диверсионные группы и советские разведчики. Многие лиепайчане сражались в партизанских отрядах, многие помогали партизанам доставкой боеприпасов, продовольствия и медикаментов.
В октябре 1944 года войска 2-го Прибалтийского фронта после успешного наступления отбросили немецкую группу армий «Север» из Восточной Пруссии. 29 дивизий 16-й и 18-й армий, 8 боевых соединений и 1 бригада были окружены в «Курземском котле». Линия фронта находилась примерно в 20 километрах южнее Лиепаи. Авиация Краснознаменного Балтийского флота и подводные лодки нанесли большие потери противнику в районе Лиепаи и Лиепайского порта, потопив много транспортных и военных судов.
7 мая 1945 года корабли и авиация Краснознаменного Балтийского флота начали блокаду Лиепаи, так как противник пытался использовать Лиепайский порт для эвакуации в Германию своей окруженной группировки войск.
После окончания войны начался новый период развития Лиепаи. Восстановлен порт, все предприятия города реконструированы или выстроены заново. Стремительно растет население города. За 20 лет буржуазной Латвии число жителей почти непрерывно сокращалось, и в 1939 году население, численностью в 53 200 человек по количеству далеко еще отставало даже от уровня 1897 года. Несмотря на то что много лиепайчан погибло во время фашистской оккупации, число их по сравнению с довоенным годом сильно возросло и к 1 января 1964 года достигло 80 500 человек.
Лиепайские промышленные предприятия теперь за один день производят продукции больше, чем за целый месяц в буржуазной Латвии. Больших успехов трудящиеся города достигли в металлургии, полиграфии, химической промышленности, на транспорте и в других отраслях. Невиданного развития достигли просвещение, культура и здравоохранение города.
I. Районы города. Его живописнейшие места
ВЕЦЛИЕПАЯ. Лиепая – город республиканского подчинения. Он не разделен на отдельные административные районы, однако жители дали отдельным частям города свои наименования. К югу от городского канала расположена древнейшая часть Лиепаи – Старый город – Вецлиепая. В ней расположены административные, крупнейшие торговые и культурные учреждения.
В последние годы эта часть города широко строится. В июне 1941 года гитлеровские захватчики разрушили районы улицы Ленина, улицы 17 июня, площади 17 июня, площади Победы, а в послевоенные годы здесь выросли здание педагогического института, Дом торговли «Курземе» и много других административных и жилых зданий. В этом районе находится первый 9-этажный дом Лиепаи, новый корпус гостиницы на 280 мест, светлые мастерские художников и магазины. После окончания строительных работ здесь вырастет современная стоматологическая поликлиника, аптека и Дворец бракосочетания. В районе разрушенной за годы Великой Отечественной войны улицы Витолу теперь построены 13 многоэтажных домов с 800 благоустроенными квартирами. На улице Сиена – там, где когда-то находился сад, в котором социал-демократ Амброзайтис в 1891 году прятал нелегальную литературу – теперь поднялись 8 новых многоэтажных домов с 470 квартирами.
ЮРМАЛСКИЙ ПАРК В ВЕЦЛИЕПАЕ.
Юрмалский парк образован из дюнных насаждений на берегу моря. Это самый большой парк из культивируемых в Латвии. Первые деревья парка были посажены в 1870 году. В нем растет более 112 видов деревьев и кустов, например, голландская липа, лесной бук, манджурское ореховое дерево, горный клен, сибирская лиственница, крымская липа, венгерская сирень, японская айва, канадская ель, канадская осина, красный лесной бук, туя, калина, белая ветла, пирея и другие деревья и кустарники. Парк вытянулся вдоль побережья более чем на 3 километра. Северная часть парка еще только создается. У подножия искусственного вала – асфальтированные дорожки, газоны и клумбы. Между крепостным валом бывшего Лиепайского каземата у стадиона «Динамо» и морем расположен Парк новобрачных. В старейшей части Юрмалского парка находится стадион «Даугава», теннисный корт, кинотеатр «Дзинтарс», летняя концертная эстрада «Вей, ветерок!» и санаторий «Лиепая». 6 декабря 1918 года в Юрмалский парк пришли около 15 тысяч бастующих рабочих, неся красные флаги, на которых были надписи: «Долой Народный совет Латвии!», «Да здравствует Советская власть!», «Долой капиталистические правительства!», «Да здравствует социализм!», «Да здравствует III Интернационал!», «Долой власть оккупантов!». В павильоне Юрмалского парка (там, где теперь находится кинотеатр «Дзинтарс») было выработано и единогласно принято решение, в котором рабочие требовали от оккупантов прекратить грабежи и немедленно вывести немецкие войска из Лиепаи. Здесь же рабочие выразили протест временному буржуазному правительству, преследовавшему и ограничивавшему свободу Советов трудящихся.
МИЛЛИОННАЯ ГОРКА в Юрмалском парке у стадиона «Даугава».
В годы буржуазной Латвии в Лиепае было много безработных. Незначительная часть их использовалась на так называемых общественных работах. Чаще всего это были землеройные работы, которые организовывались в зимние месяцы, когда безработных было особенно много. За 1926-1928 годы с помощью безработных из дюнных песков сделали Миллионную горку и насыпные возвышения вокруг нынешнего стадиона «Даугава».
БЕРЕГОВОЙ ВАЛ на взморье, возле проспекта Падомью. Так же, как и Миллионную горку, в 1937-1938 годах вал насыпали безработные из песка прибрежных дюн. В настоящее время на валу заасфальтированы площадки, поставлено много скамеек. С вала открывается живописный вид на пляж и море.
ДЮННЫЕ НАСАЖДЕНИЯ на Лиепайском взморье. Вдоль морского берега тянется высокая гряда песчаных дюн. После вырубки лесов Лиепае стали угрожать под действием ветра перемещающиеся дюны. Движение этих дюн удалось остановить лишь в 20-30-е годы XX столетия. Большая заслуга в этом принадлежит безработным, труд которых широко использовался на подобных работах. Параллельными морю рядами были посажены меч-трава и прутиковая ива. За полосой дюн были посажены черные сосны, осокорь и бальзамная осина. Так было укреплено Лиепайское побережье – от молов на 5 километров в сторону Перконе.
16 января 1905 года на Лиепайском взморье, напротив объединенной городской больницы, состоялся митинг трудящихся Лиепаи, на котором выступил Янис Лутер-Бобис и другие революционеры. Митинг был разогнан царскими войсками и полицией. Многие участники митинга были впоследствии убиты. На месте этих событий воздвигнут обелиск.
ПЛЯЖ НА ЛИЕПАЙСКОМ ВЗМОРЬЕ.
Вдоль всей западной границы Лиепаи протянулся пологий песчаный пляж. Когда море спокойно, ширина пляжа достигает 50-80 метров. Пляж – любимейшее место отдыха трудящихся Лиепаи.
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЛОЩАДЬ. Расположена в самом возвышенном месте города. В ее центре когда-то было здание городского музея – двухэтажный каменный дом, где провел свои детские годы Имант Судмалис.
ПЛОЩАДЬ ЛИВЫ В ВЕЦЛИЕПАЕ.
Еще в последней четверти прошлого века на площади Ливы и в районе улицы Дика было несколько открытых водных бассейнов. С годами часть из них была занесена песком, разносимым ветрами с дюн, другие были засыпаны людьми, когда это было необходимо для застройки города. Несколько лет назад, при землеройных работах на площади Ливы и у перекрестка улицы Алеяс с улицей Пионеров, найдены в песках на глубине 8 метров остатки лодок и рыболовных снастей. Эти места – русло реки Ливы, ранее протекавшей на этой территории.
ЮЖНОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ.
Новую часть города, расположенную к югу от Вецлиепаи, называют здесь Южным предместьем. Территория застроек этого района в послевоенные годы значительно расширена и протянулась до Перконе.
ЮГО-ЗАПАДНЫЙ МИКРОРАЙОН ЛИЕПАИ. В южном предместье между улицей Клайпедас и морем в ближайшие годы вырастет новый микрорайон, который будет состоять из 3 кварталов и районного центра. Здесь построят школу на 1072 учащихся, широкоэкранный кинотеатр на 500 мест, столовые, комбинат бытовых услуг, магазины и другие здания общественного назначения. Здесь же планируется строительство стадиона и поликлиники на 500 посетителей в смену. В каждом квартале предусмотрены детские сады-ясли на 280 мест, бытовые и хозяйственные блоки с детскими комнатами, помещения для домоуправлений и т. п. В районе предусмотрено построить 46 домов с 3300 квартирами. Работы по закладке нового микрорайона уже начаты. До 1970 года намечено построить 21 жилой дом на 1430 квартир. Всего в этом микрорайоне будет жить 11 тысяч жителей.
РЕКА ПЕРКОНЕ. Огибает город с юга. Когда-то она использовалась как второй порт Лиепаи. Река Перконе – приток древней реки Ливы. Она вытекала из озера, и после перекрытия нижней ее части в начале XVII века несла свои воды в море и была использована как гавань. После того как был вырыт Городской канал, устье Перконе в море было заграждено, чтобы повернуть течение озера в новую гавань.
В июне 1941 года с Перконе фашистских захватчиков громила 27-я батарея береговой батареи.
ЛИЕПАЙСКОЕ ОЗЕРО – самое большое приморское озеро в Латвийской ССР, расположено в неглубокой впадине за прибрежным дюнным валом. Площадь озера – 37,2 км2. По величине это третье озеро в Латвии (после озер Разнас и Усмас). Лиепайское озеро неглубокое, обмелевшее, разрастается и заболачивается, богато рыбой и водоплавающей птицей. За годы Советской власти к югу от озера создана широкая система польдеров, защищающая поля и луга от затопления, когда дуют западные ветры и уровень воды в озере поднимается. В него впадают речки Барта, Отанка, Аланде. А речки Кишупите и Муйта (Тосмаре) представляют собой административные границы города. На озере есть несколько островов, например, Аттекас и др.
ГОРОДСКОЙ КАНАЛ. С морем Лиепайское озеро соединяется каналом, куда заходят большие торговые и рыболовные суда. Канал неоднократно расширялся и углублялся. Зимой в большие морозы вода в Лиепайском порту затягивается льдом, но восточный ветер и воды Лиепайского озера, протекая через городской канал к морю, гонят льдины в открытое море. Вот почему Лиепайский порт является судоходным круглый год. Сооружение канала было начато в 1697 году.
ЯУНЛИЕПАЯ – второй большой район города. Это сравнительно молодая часть Лиепаи. Она расположена к северу от Городского канала. Яунлиепая выросла после открытия железной дороги и стала центром городской промышленности. Лет 90 назад здесь была еще только болотистая местность, поросшая ольшаником.
ПАРК им. РАЙНИСА В ЯУНЛИЕПАЕ. Был создан вместе с Яунлиепаей после осушения этой части города от болот. Разнообразие видов деревьев и кустарников здесь значительно меньше, чем в Юрмалском парке. В 1941 году в парке им. Райниса происходили ожесточенные бои. Здесь в окопах укрепились мужественные защитники города. Они сражались не на жизнь, а на смерть с превосходящими силами противника. Когда гитлеровцы ворвались в город, они превратили парк имени Райниса в место фашистского террора. Недалеко от парка возле улицы Свободы возвышается памятник-обелиск с высеченной на нем надписью: «Здесь немецко-фашистские оккупанты с 1941 по 1945 год убили тысячи советских патриотов».
СЕВЕРНОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ. Между железнодорожной станцией и бывшим военным портовым каналом выросло Северное предместье с несколькими школами и магазинами. В последние годы здесь, в районе улиц Сарканармияс и Круму, появились новые жилые дома. Они выделяются красивой удобной планировкой.
ЗЕЛЕНАЯ РОЩА. Восточная часть города между железнодорожным полотном на Ригу и Вентспилс, напротив южной части озера Тосмаре, находится любимое место отдыха лиепайчан – Зеленая роща. Здесь же среди красивых лиственных деревьев раскинулся новый жилой район.
ОЗЕРО ТОСМАРЕ. На северо-востоке города находится озеро Тосмаре. Оно многим похоже на Лиепайское озеро, но его площадь примерно в 3 раза меньше. В озеро Тосмаре впадает Гризупе и другие мелкие речушки. Это озеро очень полюбилось рыболовам.
III. Отрасли народного хозяйства
ЗАВОД «САРКАНАЙС МЕТАЛУРГС» (ул. Бривибас, 95).
Завод «Сарканайс металургс» - гордость лиепайчан. Бывший проволочный завод за годы Советской власти превратился в большое современное предприятие. Его история начинается с 1883 года. Вначале это было небольшое предприятие по производству стального литья, проволоки, гвоздей – отдельная часть фирмы немецких капиталистов «Беккер и К°» в портовом городе России. Шли годы, менялись владельцы завода, менялись его названия, но одно оставалось неизменным – непосильный ручной труд и капиталистическая эксплуатация. В послевоенные годы в корне изменилась производственная техника и технология. Главные цехи расширены, реконструированы и обеспечены новейшим оборудованием. Продукция завода «Сарканайс металургс» – сортовой прокат, проволока, гвозди, жесть и др. – широко известна не только в нашей стране, но и на Кубе, в Исландии, Гане, Финляндии, Мали, Марокко, ГДР и других странах.
О славном революционном прошлом завода напоминает мемориальная доска на его воротах: «На этом заводе в 1905 году был образован и работал первый в Латвии Совет депутатов трудящихся».
Об истории завода и его людях написана книга «Сталь и люди».
НОВЫЙ МАРТЕНОВСКИЙ ЦЕХ на ул. Бривибас, 95-б.
При въезде в город со стороны Гробини видно, как из общей панорамы города выделяется новый громадный корпус мартеновского цеха завода «Сарканайс металургс». В новом цехе три современных мартеновских печи, каждая из которых за одну плавку дает металла вдвое больше, чем вся старая проволочная фабрика. Из нового мартеновского цеха тяжеловесный слиток будет поступать в новый цех сортового проката, строительство которого уже началось. Производственные процессы будут автоматизированы. Литейщики смогут следить за производственным процессом у экранов телевизоров. Жидкое топливо сменит природный газ. Когда новые цехи будут сданы в эксплуатацию, завод «Сарканайс металургс» сможет переплавить почти весь металлолом, который дают Эстония, Латвия, Литва и Калининградская область.
ПРОБОЧНЫЙ И ЛИНОЛЕУМНЫЙ ЗАВОД (ул. Сарканармияс, 5/7/9).
В 1886 году в Вецлиепае начала работать пробочная фабрика. С 1887 года предприятие расширяется и в 1895 году уже выпускает линолеум, линкруст и обои глубокой печати. Натуральную пробковую кору и джутовую ткань, необходимую для производства линолеума, импортировали из Португалии, Марокко, Испании. Лиепайская линолеумная фабрика попала в зависимость иностранных монополий, и германский линолеумный концерн в 1920 году добился закрытия фабрики, хотя спрос на линолеум в то время был большим. Латвия осталась без собственного производства линолеума, а рабочие – без работы. Фабрика была «законсервирована» на несколько лет.
В 1940 году Советская власть отдала пробочную и линолеумную фабрику ее настоящим хозяевам – рабочим. За послевоенные годы фабрика выросла в большой и современный завод, выпускающий одноцветные и многоцветные линолеумные дорожки и ковры, линкрусты с 44 различными орнаментами, пробки из натурального и синтетического материала и другую продукцию. Завод освоил производство алкидного линолеума. Он ничем не отличается от выпускаемого раньше линолеума, но для его производства не нужно дорогое дефицитное натуральное сырье – пробковые опилки и растительные масла. Они теперь заменяются синтетическими материалами. Продукция завода широко известна в нашей Родине, на Кубе, в Монголии, Афганистане, Китае и других странах.
Прошлое завода связано с первыми марксистскими кружками и революционными боями лиепайского пролетариата.
ЗАВОД СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНО-СТРОЕНИЯ (ул. Бривибас, 103).
Завод основан в 1953 году на базе бывшего паровозо- и вагоноремонтного завода. С 1954 года завод выпустил много различных сельскохозяйственных машин – сноповязалки, комбайны для сахарной свеклы, соковыжималки, погрузчики и другую продукцию. В настоящее время завод специализируется и производит различного рода погрузчики, которые смонтированы на тракторных шасси.
В 1963 году завод начал выпускать новую продукцию – бульдозеры-погрузчики ПБ-35, сеялки для сахарной свеклы ССТ-4 и культиваторы КРН-2,8. В ближайшем будущем он расширится в направлении Саулесдрувы. Между ул. Бривибас и железной дорогой вырастут новые корпуса завода.
ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ «БАЛТИЯ» (ул. Яуна, 52/54).
Современный деревообрабатывающий комбинат «Балтия» вырос из отдельных мелких деревообрабатывающих предприятий и бывших фабрик «Латвияс кокс» и «Вулкан». Он обеспечивает рыболовный флот, рыбоперерабатывающие предприятия Латвии бочками и другой тарой, а также выпускает спички. Выпускаемую продукцию завод экспортирует в Англию, Тунис, Марокко и другие государства.
ЛИЕПАЙСКАЯ БАЗА ОКЕАНСКОГО РЫБОЛОВНОГО ФЛОТА ЛССР (ул. Нельсона Степаняна, 2).
В 1947 году была основана Лиепайская база управления экспедиционного лова. В 1954 году рыболовы базы на рефрижераторе РР-1247 первыми в Латвии вышли в Атлантический океан за рыбой.
Затем началось бурное развитие рыболовного флота Латвийской ССР. Район рыбной ловли лиепайских рыбаков расширился от Северного моря до берегов Америки.
РЫБОЛОВНАЯ АРТЕЛЬ «БОЛЬШЕВИК» (аллея Звейниеку).
Тяжелой и горькой была жизнь прибрежных рыбаков до победы социалистической революции в Латвии. Парусные, весельные и моторные лодки часто не выдерживали в борьбе с разбушевавшейся стихией Балтики. Многие рыбаки большую часть улова вынуждены были отдавать владельцам лодок. Жизнь рыбаков за годы Советской власти изменилась до неузнаваемости.
Рыбацкий колхоз «Большевик» был основан в 1946 году. Инициаторами создания колхоза были рыбаки Лиепайского озера, позднее к ним присоединились и морские рыбаки. В распоряжении артели тогда были лишь небольшие моторные и весельные лодки. В 1948 году артель получила малые рыболовные катера, а в 1958 году и средние рыболовные траулеры. Теперь рыбаки колхоза «Большевик» выходят и в Атлантический океан.
Артель «Большевик» объединяет около 400 рыбаков. Доход артели составляет 4 миллиона рублей в год. На самом берегу моря артель строит новое здание правления с большим современным спортивным залом на 1000 мест. Он будет использоваться и для общих собраний членов артели, а также для концертов. Здание будет сдано в эксплуатацию в 1966 году, накануне двадцатой годовщины основания артели.
РЫБОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ (аллея Звейниеку).
За годы Советской власти в Лиепае выросла и развилась новая отрасль производства – рыбная промышленность.
Лиепайский рыбоконсервный комбинат – второе по величине предприятие по обработке рыбы в Латвии.
Он дает более 30 различных видов продукции, а том числе 20 сортов консервов, рыбий жир, копченую рыбу и др. Отходы перерабатываются в муку на корм скоту. Большой, современно оборудованный холодильник обеспечивает ритмичную работу комбината в течение всего года. Продукция предприятия известна в Польше, Румынии, Югославии, Объединенной Арабской Республике и других государствах.
ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ (ул. Кайю, 33).
Немецко-фашистские захватчики вывезли турбины Лиепайской теплоэлектростанции в Германию. Мощность электростанции сократилась вдвое. В послевоенные годы станцию восстановили, усилив ее мощность, и подключили к объединенной системе Прибалтийского электроуправления. Линия Лиепайского управления электросети выросла от 500 до 5000 километров. Число трансформаторов также возросло с 70 до 700. В 1950 году Лиепайская ТЭЦ производила 46,8 млн. квт час, а в 1963 – уже 110,5 млн. квт час электроэнергии. Она обеспечивает паром торговый порт, 8 заводов и несколько кварталов жилых домов.
МАСЛОЭКСТРАКЦИОННЫЙ ЗАВОД (ул. Слиежу, 4/6).
Первое предприятие по производству масла – Лиепайская маслобойня начала работать в 1830 году. С помощью больших ручных прессов она производила масло в основном для нужд освещения. До внедрения керосина спрос на масло был большим. В 80-е годы XIX века в Лиепае был построен завод по производству кокосового масла для мыльной фабрики, а также других масел. Производство его в годы буржуазной Латвии было сужено.
Лиепайский маслоэкстракционный завод в годы Советской власти вырос в большое и современное предприятие. Это единственный завод такого рода в республике. Сырье для завода поставляют Украинская ССР, республика Мали и Сенегал.
На здании завода висит мемориальная доска с надписью: «Здесь 13 января 1905 года перед всеобщей городской стачкой происходил митинг протеста трудящихся масс Лиепаи против Кровавого воскресенья в Петербурге».
САХАРНЫЙ ЗАВОД В ТОСМАРЕ.
На Лиепайском сахарном заводе все процессы производства механизированы. В 1950 году завод выпускал 10 200 тонн сахарного песка, в 1960 году – 59 400 тонн. В настоящее время завод 4 месяца в году перерабатывает сахарную свеклу и получает 14 тысяч тонн сахара. В остальное время завод занят переработкой закупленного на Кубе сахара-сырца и получает 50 тысяч тонн сахара.
МАСЛО-МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ (ул. Яуна остмала, 3).
Бывшая «Молочная централь» выросла в большое предприятие с современным оборудованием. На комбинате установлены современные холодильники и автоматы, готовящие бумажную упаковку для продажи молока. В день комбинат перерабатывает 40 тонн молока, производит цельное молоко, сливки, масло, кефир, сыр, творог. Предприятие обеспечивает молочными продуктами местных потребителей и часть своей продукции шлет в Ленинград, на Кубу, |в Польшу, Германскую Демократическую Республику.
6-й ФИЛИАЛ КОЖЕВЕННОЙ ФИРМЫ «КОСМОС» (ул. Аду, 25).
Один из самых больших предприятий по обработке кожи в республике – Лиепайский филиал № 6 фирмы «Космос». Свою продукцию он поставляет кожевенным фабрикам Лиепаи, Даугавпилса, Риги.
Предприятие выросло из бывшего акционерного общества кожевенной фабрики «Корона», которая была основана на месте машиностроительного завода «Феникс» (1875 г.).
На «Фениксе» до января 1905 года работал слесарем Янис Ленцманис – один из активнейших участников революции Пятого года и заместитель председателя Советского правительства Латвии в 1919 году.
ФАБРИКА «ЛИЕПАЯС АПАВИ» (площадь 17 июня, 13).
Все оборудование Лиепайской обувной фабрики фашистские оккупанты вывезли в Германию. Предприятие, выпускавшее в 1941 году за 8 часов 500 пар обуви, в первые годы после войны давало лишь 40 пар обуви в день.
В настоящее время фабрика переоборудована и механизирована. Она специализируется на производстве мужской, женской и детской обуви. Всего фабрика выпускает 1 200 000 пар обуви в год.
ТИПОГРАФИЯ № 27 (ул. А. Пумпура, 10).
Из небольшой типографии, где работало всего лишь несколько десятков человек, 27-я типография выросла в предприятие полиграфической промышленности с большим, сплоченным коллективом. Здесь печатается около 90% всех целлофановых кульков, используемых для упаковки в торговых и промышленных предприятиях СССР, а также этикетки, газеты и другие печатные работы.
27-я типография – первое предприятие коммунистического труда в Лиепае.
МЯСОКОМБИНАТ (ул. Яуна остмала, 2).
Бывшее мясоперерабатывающее акционерное общество Мариота и Зелигмана в 1935 году захватило акционерное общество по экспорту бекона буржуазной Латвии. Фабрика в небольших количествах перерабатывала только свиной бекон.
Теперь она расширена и реконструирована. Выстроены механизированные цехи по обработке птицы. Комбинат за смену выпускает 40 тонн мяса и 10 тонн колбасных изделий. Количество продукции в последние годы увеличилось в несколько раз.
ЗАВОД МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ (ул. Авоту, 10).
Завод металлоизделий, выпускающий товары широкого потребления, возник на базе небольших частных мастерских. Он выпускает электрические утюги, калориферы и детские коляски. За границу экспортируются выпускаемые им центрифуги для определения процента жирности молока.
4-й ФИЛИАЛ ФИРМЫ «РИГАС АПГЕРБС» (ул. Кугиниеку, 5).
Швейная фабрика выпускает комплекты для новорожденных, постельное белье. На фабрике установлены ленинградские автоматы для вышивки и другие современные станки. Ткани фабрика получает из Латвийской ССР и РСФСР.
Фабрика выросла на базе бывшей швейной артели «Гайсма». Теперь к ней присоединен также бывший текстильный и галантерейный комбинат на улице П. Стучки, 60. В ближайшие годы это предприятие станет частью большого галантерейного комбината, где будут изготовляться предметы дамского туалета. На новом комбинате будет работать около 10 тысяч человек, которые ежегодно выпустят 15 миллионов штук различных предметов. Площадь крыши будет достигать 8 гектаров, в помещении предусмотрено искусственное освещение и микроклимат. Это будет самое большое предприятие подобного рода в Европе.
3-й ФИЛИАЛ ФИРМЫ «ЛАТВИЯС ПАПИРС» (ул. П. Стучки, 58).
Лиепайская картонажная фабрика работает с 1896 года. Во время буржуазной Латвии производство картона сократилось до минимума. Затем его совсем прекратили и начали в небольших количествах выпускать фотопластинки.
В настоящее время картонажная фабрика производит товары широкого потребления: общие тетради, конторские и складские книги и др. В 1964 году здесь были установлены автоматы, делающие в месяц 100 тысяч почтовых наборов. В течение года предприятие выпускает 150 тонн клеевой ленты, которая рассылается на многие предприятия фанерной и мебельной промышленности СССР.
ВСЕОБЩИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ (ул. К. Маркса, 42).
Трест производит строительные работы в Лиепае, в Лиепайском и Кулдигском районах. Только за последние годы трест выстроил много школ, клубов, жилых домов, предприятий и сельскохозяйственных сооружений 8 колхозах и совхозах. В 1959 году трест выполнил строительные работы на 4 млн. рублей, в 1964 году – на 7,5 млн. рублей. За последние 6 лет он сдал в эксплуатацию строительных объектов на 32,7 млн. рублей.
За 1945 – 1964 годы в Лиепае сданы в эксплуатацию 126 тысяч квадратных метров жилой площади. Среди больших общественных зданий, выстроенных после войны, – школа на 1072 места, педагогический институт, кинотеатр «Дзинтарс» на 403 места. Дом торговли «Курземе» на 170 мест, 10 детских садов и др.
ЗАВОД ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ (ул. Гризупес, 4/10).
Завод основан в 1956 году. Вначале он выпускал только 600 куб. метров железобетонных изделий. Теперь его мощность – более 2000 кубометров. Он изготавливает несущие конструкции, колонны, балки, перекрытия, проемные перемычки, блоки для фундаментов. Продукция идет на крупнейшие строительные объекты всей Курземской зоны. Завод первым в республике освоил производство жаростойкого бетона для нового мартеновского цеха завода «Сарканайс металургс».
ЗАВОД СТРОЙМАТЕРИАЛОВ (ул. Сарканармияс, 14/26) готовит силикатный кирпич из красной глины. Здесь освоена упаковка кирпича в контейнеры.
ЛИЕПАЙСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ.
Лиепайский морской порт имеет важное значение не только для нашей республики, но и для всего морского транспорта Советского Союза, т.к. географически расположен очень выгодно. Военные бури много раз разрушали этот порт и прерывали его работу. Но теперь он снова возрожден.
Новый расцвет Лиепайского порта начался в годы Советской власти. Уже в 1940 году грузооборот Лиепайского порта по сравнению с 1939 годом возрос в 3,2 раза. После Великой Отечественной войны порт восстановлен и реконструирован. Здесь много башенных кранов, все погрузочные и разгрузочные работы механизированы.
ЛИЕПАЙСКИЙ МАЯК построен в 1868 году. Он имеет чугунную башню конической формы высотой в 35,42 метра. Маяк посылает морякам оптические, радио- и акустические сигналы.
ЛИЕПАЙСКИЕ ТРАМВАИ – самые старые в Прибалтике. Они начали курсировать с 1899 года. В настоящее время пассажиров перевозят узкоколейные трамваи из ГДР.
IV. Культурные учреждения и памятники культуры
МУЗЕЙ ИСТОРИИ И ИСКУССТВА (просп. Падомью, 16/18).
Музей основан в 1912 году. Для посещений публики он был подготовлен в 1924 году и вплоть до 1958 года им руководил заслуженный учитель ЛССР Янис Судмалис. Экспозиция музея рассказывает о становлении и развитии города Лиепаи, о его революционном прошлом и росте за годы Советской власти. За это время вырос и сам музей. Его фонды увеличились почти втрое: в настоящее время музей насчитывает 30 тысяч различных предметов искусства, истории, этнографии, а также документы, фотографии и т.п.
Музей организует выставки искусства, научные экспедиции и массовую работу. При нем работает кружок по обработке янтаря.
ДОМИК ПЕТРА I (ул. И. Судмалиса, 24).
В 1697 году, направляясь в заграничное путешествие, в Лиепае проездом был император России Петр I. Он останавливался в доме, который находится на улице И. Судмалиса, 24. В то время здесь была частная гостиница. Полагают, что старую иву, растущую во дворе, посадил Петр I. В настоящее время в этом домике расположен филиал музея истории и искусства.
МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ (площадь Победы, 56).
Музей боевой славы Лиепайского гарнизона открыт в 1965 году. Он работает на общественных началах. Его экспозиция рассказывает о героических днях защиты Лиепаи в 1941 году и об освобождении города от гитлеровских оккупантов в 1945. В 1965 году в Лиепае на берегу Балтийского моря был установлен памятник Славы героям Балтийского подводного флота, награжденного двумя орденами Красного Знамени. Памятник Славы состоит из обелиска в центре на фоне командирского мостика подводной лодки, гранитной доски, на которой высечен текст, рассказывающий о победах моряков-подводников и лучших экипажей подводных лодок, и 9 скульптурных барельефов подводников – Героев Советского Союза И. Травкина, Н. Богорода, Е. Осипова, М. Калинина, Ф. Вершинина, А. Трипойского, А. Коняева, В. Коновалова и С. Лисина.
ЛИЕПАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР (ул. Театра, 4).
Первое представление латышского театра в Лиепае состоялось в 1877 году. Затем – 30 лет непрерывной деятельности любителей театра. Его полупрофессиональные актеры были связаны с новотеченцами и нелегальным социал-демократическим движением. В 1907 году был основан профессиональный театр. Первый его сезон был открыт пьесой А.П. Чехова «Дядя Ваня». В то время театр помещался в здании на улице Райниса, 2 (это здание было разрушено во время войны). Нынешнее здание Лиепайского государственного театра построено в период с 1912 по 1915 год. В 1918 году театр переехал в новое помещение. Здесь работали многие видные представители латышского театрального искусства. И в настоящее время в Лиепайском театре под руководством режиссеров Николая Мурниека и Ирмгарды Митревиц работает много талантливых актеров.
С 1950 года при Лиепайском государственном театре существует театральный ансамбль кукол.
20 сентября 1925 года Лиепайский учительский профсоюз организовал торжество, посвященное 60-летию со дня рождения Яниса Райниса. Сюда приехал сам поэт. В тот день утром Райнис приветствовал школьную молодежь, а вечером – рабочих и прогрессивную интеллигенцию, которые тепло поздравили великого поэта, «Большой триумф, большая, глубокая любовь», – записал в этот день свои впечатления народный поэт.
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА (площадь Победы, 5/6).
Этот театр – второй в городе. Он основан в 1930 году, работал в Ленинграде и других городах. В Лиепае театр начал свою работу с 1947 года. Он выезжает на гастроли в Эстонию, Литву, РСФСР и Белоруссию.
ГОРОДСКОЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ № 1 (ул. 8-го марта, 2) – центральный Дом культуры в Лиепае. В 23 коллективах художественной самодеятельности при Доме культуры участвует более 460 энтузиастов художественной самодеятельности. Самые популярные коллективы – мужской хор «Дзиедонис», которому присвоено звание народного хора, ансамбль песни и пляски «Драудзиба», духовой оркестр, эстрадный ансамбль и другие.
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА (ул. Зивью, 7).
Старейшая и самая большая из 45 городских библиотек – это научная библиотека. Здесь к услугам посетителей 3 читальных зала. Фонд библиотеки насчитывает более 150 тысяч томов книг. Большой выбор художественной, научной и технической литературы.
ДОМ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ (просп. Падомью, 13) организует отдых, художественную самодеятельность работников дошкольных, высших учебных заведений и научных учреждений, содействует повышению профессиональной квалификации работников просвещения. Смешанный хор при Доме работников просвещения получил звание народного хора. Это один из популярнейших коллективов в республике. Дом работников просвещения организует экскурсии в братские союзные республики, при нем работает общество кинолюбителей.
КЛУБ НОВАТОРОВ (площадь 17 июня, 3).
В городе работает 37 организаций Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов.
Их работой руководит совет при Клубе новаторов. Здесь же находится и Лиепайский филиал Института научно-технической информации и пропаганды.
КОНЦЕРТНАЯ ЭСТРАДА «ВЕЙ, ВЕТЕРОК!» (в Юрмалском парке).
В 1964 году открылась крытая концертная эстрада «Вей, ветерок!» на 1200 мест. Уже в первом сезоне здесь состоялись 28 концертов, которые посетили около 30 тысяч человек.
ЛИЕПАЙСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ ЛССР (ул. Юрас, 3).
Основано в 1957 году. Оно объединяет 19 членов и 3 кандидатов. Здесь часто организуются выставки. Лиепайское отделение Союза художников заботится о пропаганде искусства и производственной эстетики на предприятиях города.
ЛИЕПАЙСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОМБИНАТА «МАКСЛА» (ул. 17 июня, 33).
В мастерских Лиепайского отделения производственного комбината «Максла» работают художники по тканям, по обработке янтаря, по художественному оформлению и другим специальностям.
Магазин предметов искусства «Максла» находится на улице Паста, 28. В нем большой выбор янтарных, керамических и других изделий искусства.
СКЛАД на улице Иманта Судмалиса, 9 и на улице Зивью, 14.
В старом Лиепайском порту между городским каналом и улицей Юрас (на территории Лиепайской базы океанского рыболовного флота), а также в районе улицы Зивью и других местах сохранилось несколько коричневых деревянных домов с красной черепичной крышей. Это продовольственные склады старого Лиепайского порта, построенные либо в конце XVII, либо в начале XVIII века. Привлекает внимание своеобразный старинный вид этих сооружений, окованные железом двери. Склады выстроены руками местных ремесленников-плотников и кузнецов. Это бревенчатые постройки, по своей конструкции характерные для Курземе: в угловых и серединных бревнах имеются пазы, в которые вставлены четырехгранные горизонтально лежащие бревна. В конструкциях здания нет гвоздей, все они держатся на деревянных штырях. Железные скобы и болты поставлены при ремонте зданий в более поздние годы. Во время строительства их совершенно не применялась пила. Мелкие детали в постройках сделаны с помощью топора, долота и сверла. Склады богато украшены железными коваными скобами, декоративная форма которых отвечает архитектуре древних деревенских построек Курземе. У складов высокие, укрепленные известковыми растворами фундаменты, образующие подвалы.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (на улице Ленина).
Церковь как архитектурный памятник в стиле барокко находится под охраной государства. Она построена в 1742 – 1758 годах. Особую ценность представляют собой росписи, гравюры по дереву и скульптуры. Архитектурное создание церкви связано с именем Растрелли. Церковь известна своим органом, состоящим из 131 регистра и 7000 труб, самая большая из которых – 13 метров, а меньшая 15 миллиметров. Это пятый орган в мире по своей величине.
V. Учреждения народного просвещения, здравоохранения и спорта
ЛИЕПАЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ул. Ленина, 14).
В 1954 году в Лиепае открылось первое высшее учебное заведение – педагогический институт. Он готовит преподавателей латышского языка, физики и математики. В здании института есть базовая начальная школа, где студенты приобретают учительский опыт. На очном и заочном отделениях педагогического института в настоящее время учится более 1200 студентов.
На базе педагогического института работает вечерний и заочный общетехнический факультет Рижского политехнического института. Его можно считать вторым вузом Лиепаи: на нем обучается 300 студентов.
ЛИЕПАЙСКАЯ 1-я СРЕДНЯЯ ШКОЛА (ул. Аусекля, 9).
Из 20 общеобразовательных школ города 1-я средняя школа одна из старейших и самых больших. Заканчивая школу, учащиеся получают специальности слесаря, столяра, швеи-мотористки, счетного оператора, специалиста по производству масла.
В 1940 – 1941 учебном году здесь работал учителем секретарь Лиепайского уездного комитета комсомола Имант Судмалис.
Школьное здание построено в 1913 году. На стене школы висит мемориальная доска с надписью: «Вечная слава учащимся комсомольцам 1-й школы – Ирене Бунке, Алфреду Старку, Освалду Эвалдсону, отдавшим свою жизнь, защищая Лиепаю в 1941 году».
6-я СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. ЯНИСА РАИНИСА (ул. Суворова, 106/120).
До 1965 года школа была расположена на улице К. Валдемара, 35/37, где в память секретаря Лиепайского городского комитета комсомола (1940 – 1941) Бориса Пелнена висит мемориальная доска с надписью: «В этой школе учился комсомолец Борис Пелнен, которого фашисты убили в 1942 году».
С 1965/66 учебного года в распоряжение школы передано новое, современное здание на улице Суворова, 106/120. Оно рассчитано для 1072 учащихся.
ЛИЕПАЙСКАЯ 10-я ВОСЬМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА (ул. К. Валдемара, 4).
Школа находится в помещении бывшей Лиепайской гимназии, впоследствии ставшей государственным техникумом.
В ней работает и Лиепайский вечерний электро-механический техникум, около 500 воспитанников которого без отрыва от производства на заводах города осваивают специальности техника-электрика, техника-механика, техника.
В Лиепайской гимназии, когда она еще называлась высшей уездной школой и находилась на улице Комунала, 7, учились Кришьян Валдемар (1849 – 1854) и Атис Кронвалд (1854 – 1858). В 1883 году гимназию перевели в новое здание на улице К. Валдемара, 4. В 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия в этой гимназии учились многие деятели позднего Нового течения: Янис Янсон-Браун, Ф. Розинь-Азис, Юкум Палевич, Адольф Гертелис, Артур Спруде и др. На стене школы висит доска с надписью: «Здесь в конце 80-х годов XIX века учились первые латышские социал-демократы и пропагандисты марксистской философии в Латвии».
В годы буржуазной Латвии в школьном здании размещался Лиепайский государственный техникум. В нем на отделении механики и электротехники с 5 сентября 1931 года по 20 августа 1933 года учился Герой Советского Союза Имант Судмалис. Он познакомил учащихся техникума и других учебных заведений с коммунистической литературой и организовал подпольные комсомольские группы. 20 августа 1933 года Имант Судмалис был арестован и на 3 года заключен в Лиепайскую тюрьму.
8-я ЛИЕПАЙСКАЯ ВОСЬМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА (ул. Узварас, 56).
В годы буржуазной Латвии в 4-й городской начальной школе (находилась на улице Алеяс, 20) с 1924 по 1930 год учился Имант Судмалис.
За годы Советской власти бывшая 4-я начальная школа была преобразована в 8-ю восьмилетнюю школу и переведена на улицу Узварас, 56. На здании школы висит мемориальная доска.
ЛИЕПАЙСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ (ул. Пилтенес, 17) основана в 1962 году. Большая часть учащихся находится на полном государственном обеспечении.
ДОМ ПИОНЕРОВ (ул. Дзинтару, 23).
Уже в 1940 году здесь работал Дом пионеров. Он организует внешкольные мероприятия для пионеров и школьников. Здесь работает кружок по обработке янтаря. У Дома пионеров висит мемориальная доска, посвященная Лине Янсон: «Вечная слава Лине Янсон, первому директору Дома пионеров, пламенной комсомолке, отдавшей свою жизнь, защищая Лиепаю в 1941 году».
СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ул. Алеяс, 18).
Основана в 1926 году. Школа готовит специалистов для различных отраслей народного хозяйства и школ. Здесь учатся будущие ювелиры, мастера по керамике и шлифовке янтаря, переплетчики, мастера по художественной обработке дерева, кожаной галантереи, художественной вышивке, ткачеству, швейные мастера, художники-модельеры и декораторы. В школе благоустроенные мастерские.
СРЕДНЯЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. МЕЛНГАЙЛИСА (ул. Аусеклиса, 11/13).
Школа основана в первый год Советской власти. После войны она продолжает свою деятельность, заняв новое помещение на ул. Аусеклиса. В школе есть симфонический и камерный оркестры.
МОРЕХОДНАЯ ШКОЛА (ул. Узварас, 5).
Основана в 1955 году. Она готовит штурманов: дальнего плавания для рыбопромыслового флота, механиков и техников радиосвязи на морские суда. За 10 лет существования школы ее окончили 870 воспитанников.
31-я ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ул. 21 июля, 17/23).
В школе обучается более 300 молодых строителей – каменщиков, штукатуров, столяров, электромонтеров и др. Здание школы, примыкающие к нему общежития и мастерские построены в 1963 году.
ЛИЕПАЙСКИЙ КУРОРТ на Вецлиепайском взморье.
Лиепая – второй по величине курортный город в Латвийской ССР. Здесь благоприятный морской климат, мягкая зима, умеренно теплое лето; морская вода имеет большее содержание соли, нежели в Рижском заливе. Курорт находится в живописном прибрежном парке из хвойных и лиственных деревьев. Основные лечебные средства курорта – прекрасные климатические условия, морские купальни и целебные грязи. Отдыхать на Лиепайское взморье приезжают трудящиеся из самых отдаленных республик и уголков нашей Родины.
Как курорт Лиепая известна еще с 1810 года. После открытия железной дороги Лиепая –Ромны в 70-х годах прошлого века значение Лиепайского курорта еще больше выросло. В это время были начаты посадка Юрмалского парка и строительство дач для богачей. Так зародился новый район Вецлиепаи – дачный. Советская власть отдала его трудящимся.
САНАТОРИЙ ЛИЕПАЯ (ул. Ошкална, у Юрмалсного парка).
Круглый год работает санаторий «Лиепая». Здесь имеются лаборатория клинической диагностики, кабинеты физиотерапии, рентгена, массажа и зубоврачебный. Они оборудованы современной аппаратурой по диагностике и лечению. К услугам отдыхающих – клуб, кинотеатр, библиотека, концертная эстрада и спортивные площадки. В санатории лечат болезни сердца, ревматизм, нервные и гинекологические заболевания.
ВОДНАЯ И ГРЯЗЕВАЯ ЛЕЧЕБНИЦА В ЮРМАЛСКОМ ПАРКЕ.
В водной и грязевой лечебнице санатория «Лиепая» используют грязи Лиепайского озера, морскую воду, углекислые, хвойные и радиоактивные водные ванны.
Лиепайская грязелечебница существует с 1860 года. Грязевыми ваннами здесь начали лечить еще до первой мировой войны, но тогда целебные грязи привозили из Кемери. Грязи с северного берега Лиепайского озера стали применять лишь с 1929 года. Построенное в 1902 году здание лечебницы выдержано в дорическом стиле.
ГОРОДСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ БОЛЬНИЦА (ул. Яниса Косы, 31).
В нее входят: больница, 2 поликлиники, медицинские пункты на предприятиях города. В городской объединенной больнице несколько отделений. После Великой Отечественной войны больница перестроена и расширена. Это одна из старейших и самых больших больниц в республике.
СТАДИОН ДСО «ДАУГАВА» (в Юрмалском парке).
Лиепайская трудовая молодежь строила его на общественных началах. После войны стадион расширили и благоустроили.
СТАДИОН «ДИНАМО» (ул. Узварас, 3).
Единственным спортивным стадионом в Лиепае был когда-то стадион «Олимпия». Теперь он переоборудован. Здесь есть футбольное поле, тир, беговые дорожки, водная станция, велотрек, сектор легкой атлетики и каток. Над казематами бывшей крепости поднимается трибуна на 2000 мест.
ДОМ СПОРТА «ДАУГАВА» (ул. 17 июня, 12).
Здесь работают Лиепайский городской совет спортивных обществ и организаций, автомотоклуб, Лиепайский городской совет спортивного общества «Даугава», юношеская спортивная школа «Даугава», шахматный клуб, диспансер лечебной физкультуры.
ЯХТ-КЛУБ ДСО «ДАУГАВА» (о. Аттекас на Лиепайском оз.).
Яхт-клуб Лиепайского городского спортивного общества «Даугава» имеет 50 яхт, много катеров и моторных лодок. При клубе есть секция гребного спорта.
ТУРИСТСКИЙ КЛУБ (ул. Ригас, 3).
Клуб работает на общественных началах. Здесь можно ознакомиться с туристическими маршрутами. Клуб организует экскурсии. Имеются секции водного, пешеходного и велосипедного туризма. При клубе есть база по прокату туристического инвентаря.
ЛОДОЧНАЯ СТАНЦИЯ.
В старой гавани между Новым мостом и Клубом новаторов находится лодочная станция. Здесь можно получить лодку на прокат. Каждый день многие любители спорта выезжают отсюда на Лиепайское озеро, чтобы приятно провести время и отдохнуть.
СПРАВКИ
КОМИТЕТЫ ПАРТИИ И ИСПОЛКОМЫ
Лиепайский городской комитет КПЛ – ул. К. Маркса, 45.
Лиепайский районный комитет КПЛ – просп. Падомью, 2/4/6.
Лиепайский городской исполком – ул. 25 октября, 6.
Лиепайский районный исполком ул. К. Маркса, 27.
ГОСТИНИЦЫ
Гостиница «Лиепая» – площадь Победы, 7.
Гостиница «Лива» – ул. Ленина, 11.
Дом колхозника – площадь Куршу, 4.
Гостиница Лиепайской базы океанского рыболовного флота – ул. Републикас, 19.
АДРЕСА НЕКОТОРЫХ СТОЛОВЫХ И КАФЕ
Столовая «Лиепая» – ул. Ригас, 14.
Столовая № 7 – ул. Сарканармияс, 3,5/7.
Столовая «Космос» – ул. К. Маркса, 42.
Кафе «Кайя» – ул. Ленина, 12.
Павильон прохладительных напитков «Велдзе» – площадь Победы, 8.
КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ
Книжный магазин № 1 – ул. К. Маркса, 43.
Книжный магазин № 2 (научная и техническая литература) – ул. К. Маркса, 31/33.
Книжный магазин № 3 – ул. Ригас, 12.
Книжный магазин № 4 – ул. Куршу, 4.
Антикварный магазин – ул. К. Валдемара, 1.
КИНОТЕАТРЫ
«Саркана бака» – ул. К. Маркса, 27.
«Узвара» – ул. К. Маркса, 36.
«Дзинтарс» – в Юрмалском парке.
«Дайле» – ул. Алеяс, 9.
Лиепайское городское агентство Аэрофлота находится на углу улиц Паста и Радио.
Автобусная станция находится в здании железнодорожного вокзала.
МАГАЗИНЫ СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ
Магазин «Олимпия» – ул. Ленина, 12.
Магазин мотоциклов и запасных частей к автомобилям – ул. К. Маркса, 34.
Магазин велосипедов, мотовелосипедов и мопедов – ул. Зивью, 10/12.
С. Корклыш
ЛИЕПАЯ
Перевела с латышского С. Вонс.
Обложку рисовал И. Хелмут
Редактор А. Картенбека
Худ. редактор В. Вейде
Техн. редактор В. Клявиня
Корректор А. Рябинина
Сдано в набор 6 мая 1966 г. Подписано к печати 28 мая 1966 г. Формат бумаги 60x90/24. Тираж 20 000 экз. Цена 33 коп. Издательство «Лиесма». г. Рига, бульвар Падомью, 24. Изд. зак. № 20386-Ксп 657. Отпечатано в типографии № 2 «Советская Латвия» Управления полиграфической промышленности Государственного комитета Совета Министров Латвийской ССР по печати, г. Рига, ул. Дзирнаву, 57. Заказ № 1576.
91 (L) (069).
К668