Главная » Город » Крейсер "Рюрик"

Крейсер "Рюрик"

Заложен 19 мая 1890 года, спущен на воду 22 октября 1892 года, введён в состав флота 16 октября 1895 года.

Проект крейсера был предложен Балтийскому заводу адмиралом Шестаковым.

Крейсер стал первым кораблём из целой серии океанских броненосных крейсеров, одним из требований к проекту было возможность перехвата британских коммерческих судов в случае войны с Великобританией, а также возможность перехода с Балтики на Дальний восток без дозаправки углём. После постройки крейсера британские эксперты отмечали что крейсер выглядит устаревшим по сравнению с британскими судами похожего класса.

Сразу после постройки Рюрик был отправлен во Владивосток, по прибытию незначитильно модернизирован по приказу командующего Тихоокеанской эскадрой адмиралом Дубасова.

После начала Русско-японской войны участвовал в нескольких операциях Тихоокеанской эскадры.

14 августа 1904 года три крейсера Владивостокского отряда крейсеров: «Рюрик», «Россия», и «Громобой», выдвинувшись на помощь осаждённому Порт-Артуру и прорывавшимся из его бухты кораблям Порт-Артурской эскадры, были встречены в Корейском проливе Японской эскадрой в составе четырёх броненосных и двух бронепалубных крейсеров. Японские броненосные крейсера по огневой мощи значительно превосходили российские и имели намного лучшую броневую защиту. Кроме того, скорострельность японских орудий была в 4-5 раз больше, чем на российских крейсерах, так же как и мощность взрывчатого вещества, используемого в снарядах. Российские корабли вступили в бой с японскими, но связи с полным превосходством японцев по огневой мощи было принято решение уводить суда во Владивосток. Уже в самом начале боя «Рюрик», и без того самый тихоходный и вооружённый давно устаревшими орудиями, был сильно повреждён и потерял скорость и управляемость, постоянно отставал от строя. По приказу адмирала Иессена Россия и Громобой неоднократно предпринимали попытки оттеснить японские корабли от Рюрика и отвлечь огонь на себя, но в результате под сильным огнём японцев, с большими повреждениями и жертвами среди команд, были вынуждены уйти от места боя. Ушедшие корабли преследовались японцами. К моменту окончания пятичасового боя в живых на Рюрике из старших офицеров остался только один лейтенант Иванов 13-й (по принятой тогда в российском флоте нумерации однофамильцев), действовало всего одно орудие. Адмирал Камимура ждал капитуляции «Рюрика», но русской командой было принято решение затопить крейсер. Поскольку подрывные заряды оказались поврежденными, были открыты кингстоны. Камимура пришёл в бешенство от того что русские не сдают корабль и приказал открыть огонь по уже уходящему под воду крейсеру. «Рюрик» затонул у острова Ульсан. Из 796 матросов крейсера погибли 193, ранено 229 человек. Из 22 офицеров 9 убито, 9 ранено.

На «Рюрике» в должности помощника вахтенного начальника проходил службу Александр Васильевич Колчак.

События в городе:

11 июня 1895 года в порт вошел «Рюрик» с генерал-адмиралом на борту. В этот же день бросил якорь в аванпорте крейсер "Азия", с адмиралом Чихачевым на борту. Адмирал осмотрел место, отведенное под порт, и указал очередность построек, которые должны были быть готовы к лету 1898 года, когда, по расчетам МСЧ, завершится строительство дока и канала, и в порт можно будет перевести некоторые суда. На следующий день управляющий морским министерством перешел на “Рюрик” и вместе с генерал-адмиралом отправился в Кронштадт.

Использованные источники:

Википедия - Крейсер "Рюрик"