Макдональд Иван-Альфред Георгиевич
1850 - 29.06.1906
Генерал Макдональд Иван-Альфред Георгиевич — военный инженер, ., род. в 1850 г., в Ново-Радомске, происходил из Шотландии.
Окончив курс Варшавского университета по физ. матем. факультету, Макдональд поступил во 2-е Константиновское училище, из которого в 1872 году выпущен подпоручиком в 10-й гренадёрский Малороссийский генерал-фельдмаршал графа Румянцева-Задунайского полк. В 1875 году, выдержал экзамен на саперного офицера и был переведен в 1-й сапёрный батальон, после чего поступил в Николаевскую инженерную академию, которую окончил по 1-му разряду в 1878 году, с переводом в военные инженеры, и в том же году поступил в морскую строительную часть, где и протекла вся его дальнейшая служба. Назначенный в Николаевский порт на должность младшего строителя казённых зданий, Макдональд уже в 1881 году переведен в Кронштадтский порт старшим строителем, a в 1886 году назначен отдельным инженерным строителем Санкт-Петербургского порта.
В 1887— 90 годах Макдональд состоял преподавателем строительного искусства в Николаевской инженерной академии, где читал курс морских сооружений. В 1890 году назначен строителем Либавского военного порта, переименованного в 1894 году в порт Императора Александра III, и в этой должности состоял по день смерти. В 1884 году Макдональд командирован за границу для ознакомления с иностранными портовыми сооружениями, a в 1890,1892,1894 и 1899 годах для изучения вопроса о землечерпательных работах. С 1885 по 1888 год, каждое лето плавал по берегам Финского залива на шхуне «Секстан», изучая берега и производя изыскания по выбору места для устройства военного порта. В январе 1900 года командирован в Порт-Артур для участия в совещательной комиссии по составлению проектов устройства порта и крепости.
Главной заслугой Макдональда является постройка порта Императора Александра III и, в частности, разработка внешних оградительных сооружений — мола и волноломов. В истории портостроительства сооружение Либавских волноломов по быстроте возведения не имеет равного примера. Постройка же самого порта, от искусственных бассейнов, канала с множеством пристаней и доков до проведения дорог, водопровода и целого города зданий, прекрасно распланированных и дающих необходимый простор для дальнейшего развития военного порта, обнаруживает большие организационные данные в их строителе, широту размаха и действительного понимание нужд не только порта, но и того флота, которому могло быть суждено там базироваться.
При огромной эрудиции, Макдональд отличался большой работоспособностью, педантичной аккуратностью и твердым, решительным и настойчивым характером. Заболев сахарной болезнью, Макдональд был принужден взять отпуск и уехать в Варшаву, где заболел воспалением легких и 29 июня 1906 г. скончался.
События в городе:
19 января 1890 год - Строителем порта был назначен полковник И.Г. Макдональд.
27 ноября 1893 года И.Г. Макдональд сообщил главному инспектору Морской строительной части (МСЧ) об окончании строительства аванпорта и заодно попросил предоставить ему двухмесячный отпуск. И.Г. Макдональда временно сменил штабс-капитан Н.Г. Корсакевич.
Источник
Военная энциклопедия Сытина