ПЛ "Стерлядь"
Зачислена 5 июня 1904. Заложена 10 мая 1904 на Невском судомеханическом заводе, Санкт-Петербург. Спущена в 1905. Вступила в строй в мае 1906.
В ноябре 1905 года после окончания основных работ на Невском заводе ПЛ "Стерлядь" отправлена по железной дороге в Либаву для окончания строительства и сдаточных испытаний.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. В мае 1906 г. вошла в состав Учебного Отряда подводного плавания. ПЛ "Стерлядь" совместно с ПЛ "Белуга" совершила самостоятельное плавание без конвоиров, причем последний переход в 250 миль без захода в базу был совершен в штормовую погоду. После ночного перехода лодка пришла в Либаву на место своей стоянки. По вине одного из машинистов оказался незакрытым забортный клапан. Поступившая в лодку вода привела к образованию большого дифферента на корму и снижению запаса плавучести. Действиями экипажа затопление было предотвращено;
04 октября 1906 г. в девятом часу вечера на спокойно стоящей у борта плавбазы "Хабаровск" лодке произошел взрыв аккумуляторных газов. Пострадало пять нижних чинов — один погиб, два оказались в тяжелом положении и двое были легко обожжены. Лодка осталась на плаву, течи в прочном корпусе не обнаружено, из строя была выведена аккумуляторная батарея. В 1907-1910 гг. использовалась в учебных целях, принимала участие в маневрах флота. С 1910 по 1911 гг. прошла капитальный ремонт.
В 1912-1914 гг. использовалась для отработки учебных атак. В 1914 г. совершила 45 выходов в море, произвела 45 выстрелов торпедами. С началом войны ПЛ вошла в состав сил Або-Оландской шхерной позиции, Несколько раз выходила для боевого патрулирования. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного Балтийского Флота. Осенью 1917 г. ПЛ была сдана в порт на хранение.
24 февраля 1918 г. в начале 1918 г. ПЛ находилась на ремонте в Ревеле, где 24(25?) февраля 1918 г. была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.
Командиры
лейтенант Ризнич Иван Иванович (1904–1906)
События в городе:
9 апреля 1906 год - Из всех готовых лодок в Порту Императора Александра III был образован Учебный отряд подводного плавания (контр-адмирал Э. Н. Шененович) в составе: подводные лодки «Пескарь», «Белуга», «Стерлядь», «Лосось», «Сиг», «Макрель», «Окунь», «Почтовый» и учебного транспорта «Хабаровск», приступивший к усиленной подготовке личного состава для всего подводного флота.
4 октября 1906 года - город Либава. На стоящей у борта плавбазы лодке произошел взрыв аккумуляторных газов. Взрыв не был сильным, и прочный корпус не пострадал. Погиб 1 человек, 4 получили ранения.
Вступившие в строй ПЛ интенсивно использовались для обучения личного состава и боевой подготовки; сосредоточение в Либаве сразу четырех однотипных ПЛ позволило начать отработку тактики дивизиона, командиры днем и ночью обучались совместным действиям. Либавский дивизион в какой-то мере стал прообразом "волчьих стай" времен Второй мировой войны. Эти ПЛ "Холланд-7р" совершали самостоятельные переходы в Ревель и Гельсингфорс, что само по себе являлось большим достижением для кораблей прибрежного действия.
Использованные источники:
КОРАБЛИ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА - КОРАБЛИ
Военно-Морской Флот России - "Стерлядь"
Русский фортификационный сайт - "ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В ЛИБАВЕ" Р.В. Кондратенко