ПЛ «Макрель»
Заложена весной 1904 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 5 июня 1904 г, зачислена в списки кораблей Балтийского флота, спущена на воду 14 августа 1904 г., вступила в строй 22 июля 1908 г.
До сентября 1905 г. на лодке производились переделки, необходимость которых была выявлена в процессе испытаний подводной лодки "Касатка" - установили среднюю рубку, увеличили площадь горизонтальных рулей, к этому времени Балтийским заводом было завершено изготовление двух бензиномоторов мощностью по 400 л.с., которые и были установлены на этой подводной лодке (установка этих моторов позволила достичь надводной скорости в 11,5 узлов);
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. В 1911 г. прошла модернизацию и капитальный ремонт (бензиномоторы были сняты и заменены дизелем мощностью 120 л.с., изготовленным заводом Л. Нобеля, на левом борту установили дизель с динамо-машиной (дизель-генератор), приводившей в действие главный электромотор, на правом борту для уравновешивания дизель-динамо уложили дополнительный балласт, для сохранения остойчивости были установлены добавочные кили весом по 4 тонны).
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, оборона Виндавы (Вентспилс) в июне 1915 г. и Рижского залива в августе 1915 г., прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота; совершила 10 боевых походов) и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного Балтийского флота. 31 января 1918 г. выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение, но 10 ноября 1918 г. отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов, а оттуда на буксире по Волге до Астрахани и 18 ноября 1918 г, перечислена в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии. 31 июля 1919 г. вошла в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и 05 июля 1920 г. - в состав Морских сил Каспийского моря. Участвовала в гражданской войне: бой в Тюб-Караганском заливе в мае 1919 г. После гражданской войны вновь находилась в порту на хранении, а 21 ноября 1925 г. исключена из состава РККФ в связи с передачей "Комгосфондов" для демонтажа и впоследствии разделана в Бакинском военном порту на металл.
События в городе:
9 апреля 1906 год - Из всех готовых лодок в Порту Императора Александра III был образован Учебный отряд подводного плавания (контр-адмирал Э. Н. Шененович) в составе: подводные лодки «Пескарь», «Белуга», «Стерлядь», «Лосось», «Сиг», «Макрель», «Окунь», «Почтовый» и учебного транспорта «Хабаровск», приступивший к усиленной подготовке личного состава для всего подводного флота.
Использованные источники:
КОРАБЛИ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА - КОРАБЛИ
Русский фортификационный сайт - "ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В ЛИБАВЕ" Р.В. Кондратенко