Главная » Гарнизон » Порт Императора Александр III » Вторая эскадра флота Тихого океана

Вторая эскадра флота Тихого океана

Вторая Тихоокеанская эскадра Российского императорского флота или, как она называлась в официальных документах, 2-я эскадра флота Тихого океана была образована 17 апреля 1904 года; её командующим был назначен исполняющий должность начальника Главного Морского Штаба (ГМШ) контр-адмирал З.П. Рожественский.

2 октября 1904 год - Из Либавы вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Рожественского З.П, на помощь 1-й Тихоокеанской эскадре в русско-японской войне.

3 ноября 1904 год  - Из Либавы вышел «догоняющий отряд». Последний под командованием капитана 1 ранга Л.Ф. Добротворского.

3 февраля 1905 года - Из Либавы  вышел Первый отряд Третьей Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова .

14 мая 1905 года — 15 мая 1905 года в районе острова Цусима (Цусимский пролив) потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Х. Того.


Командующий 2-ю эскадрою флота Тихого океана

Генерал-Адъютант Вице-Адмирал З.П. Рожественский

  • Флаг-капитан - Капитан 1 ранга К.К. Клапье-де-Колонг         
  • Флагманский минный офицер - Капитан 2 ранга П.П. Македонский 1-й
  • Флагманский минный офицер - Лейтенант Е.А. Леонтьев 1-й
  • Флагманский артиллерийский офицер - Полковник К.М.А. Ф.А. Берсенев
  • Флагманский штурманский офицер - Полковник К.Ф.Ш. В.И. Филипповский
  • Флагманский инженер-механик - Подполковник К.И.М. В.А. Обнорский
  • Флагманский корабельный инженер - Старший помощник судостроителя Е.С. Политовский
  • Старший флаг-офицер - Лейтенант Е.В. Свенторжецкий
  • Старший флаг-офицер - Лейтенант С.Д. Свербеев 1-й
  • Старший флаг-офицер - Лейтенант Н.Л. Крыжановский
  • Младший флаг-офицер - Лейтенант А.Н. Новосильцов
  • Младший флаг-офицер - Мичман В.П. Козакевич         (с 25.01.1905)
  • Младший флаг-офицер - Мичман Г.Р. Князь Церетели
  • Младший флаг-офицер - Мичман В.Н. Демчинский
  • Прикомандированный к Штабу - Капитан 2 ранга В.И. Семенов
  • Прикомандированный к Штабу - Капитан 2 ранга А.К. Полис
  • Флагманский интендант - Капитан 2 ранга А.Г. фон-Витте
  • Флагманский обер-аудитор - Титулярный советник В.Э. Добровольский

1-й броненосный отряд


2-й отряд


  • Младший Флагман 2-й эскадры флота Тихого океана - Контр-Адмирал Д.Г. фон-Фелькерзам (до 11.05.1905)
  • Флагманский штурманский офицер - Подполковник К.Ф.Ш. А.И. Осипов
  • Старший флаг-офицер - Лейтенант Ф.М. Барон Косинский 1-й
  • Младший флаг-офицер - Мичман К.П. Князь Ливен 2-й

3-й отряд


  • Командующий 3-м броненосным отрядом 2-й эскадры Тихого океана - Контр-Адмирал Н.И. Небогатов
  • Флаг-капитан - Капитан 2 ранга В.А. Кросс
  • Флагманский минный офицер - Лейтенант И.И. Степанов 7-й
  • Флагманский артиллерийский офицер - Капитан 2 ранга Н.П. Курош 2-й
  • Флагманский штурманский офицер - Подполковник К.Ф.Ш. Д.Н. Феодотьев 2-й
  • Флагманский механик - Подполковник К.И.М. Н.А. Орехов
  • Флагманский врач - Статский советник В.А. Плотников
  • Флагманский обер-аудитор - Подполковник Военно-Морского Судебного ведомства В.А. Маневский
  • Старший флаг-офицер - Лейтенант И.М. Сергеев 5-й
  • Флаг-офицер - Лейтенант Ф.В. Северин
  • Флаг-офицер - Лейтенант Н.Н. Глазов

Крейсерские силы эскадры


  • Младший Флагман 2-й эскадры флота Тихого океана - Контр-Адмирал О.А. Энквист
  • Флагманский штурманский офицер - Капитан 2 ранга С.Р. Де-Ливрон 1-й
  • Cтарший флаг-офицер - Лейтенант Д.В. фон-Ден 1-й
  • Младший флаг-офицер - Лейтенант А.С. Зарин

Разведывательный отряд


Суда состоящие при эскадре


  • Плавучая мастерская "Камчатка"
  • Транспорты:
    • "Иртыш"
      • капитан 2-го ранга Константин Львович Ергомышев
    • "Анадырь"
    • "Корея"
  • Буксирный-пароход "Русь"
  • Госпитальное судно "Орел"
  • Ледокол «Ермак» - сопровождал эскадру по Балтике

  • Рожественский З.П.  » Кликните чтобы увеличить ->

    Рожественский З.П.

  •   » Кликните чтобы увеличить ->
  •   » Кликните чтобы увеличить ->
  • Броненосец "Князь Суворов"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Броненосец "Князь Суворов"

  • Броненосец "Император Александр III"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Броненосец "Император Александр III"

  • Броненосец "Бородино"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Броненосец "Бородино"

  • Броненосец "Орёл"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Броненосец "Орёл"

  • Крейсер 1-го ранга "Жемчуг"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Крейсер 1-го ранга "Жемчуг"

  • Броненосец "Ослябя"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Броненосец "Ослябя"

  • Броненосец "Сисой Великий"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Броненосец "Сисой Великий"

  • Эскадренный броненосец "Наварин"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Эскадренный броненосец "Наварин"

  • Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»  » Кликните чтобы увеличить ->

    Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

  • Крейсер 2-го ранга "Изумруд"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Крейсер 2-го ранга "Изумруд"

  • Эскадренный броненосец "Император Николай I"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Эскадренный броненосец "Император Николай I"

  • Броненосцы береговой обороны "Генерал Адмирал Апраксин"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Броненосцы береговой обороны "Генерал Адмирал Апраксин"

  • Броненосцы береговой обороны "Адмирал Сенявин"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Броненосцы береговой обороны "Адмирал Сенявин"

  • Броненосцы береговой обороны "Адмирал Ушаков"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Броненосцы береговой обороны "Адмирал Ушаков"

  • Броненосный крейсер «Дмитрий Донской»  » Кликните чтобы увеличить ->

    Броненосный крейсер «Дмитрий Донской»

  • Крейсер 1 ранга "Олег"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Крейсер 1 ранга "Олег"

  • Крейсер 1 ранга "Аврора"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Крейсер 1 ранга "Аврора"

  • Крейсер «Владимир Мономах»  » Кликните чтобы увеличить ->

    Крейсер «Владимир Мономах»

  • Крейсер 1 ранга "Светлана"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Крейсер 1 ранга "Светлана"

  • Небронированный крейсер-яхта "Алмаз"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Небронированный крейсер-яхта "Алмаз"

  • Вспомогательный крейсер «Урал»  » Кликните чтобы увеличить ->

    Вспомогательный крейсер «Урал»

  • Миноносец "Буйный"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Миноносец "Буйный"

  • Миноносец "Бедовый"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Миноносец "Бедовый"

  • Контр-миноносцы "Быстрый", "Безупречный" и "Бодрый"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Контр-миноносцы "Быстрый", "Безупречный" и "Бодрый"

  • Миноносец «Прозорливый»  » Кликните чтобы увеличить ->

    Миноносец «Прозорливый»

  • Плавучая мастерская "Камчатка"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Плавучая мастерская "Камчатка"

  • Транспорт «Иртыш»  » Кликните чтобы увеличить ->

    Транспорт «Иртыш»

  • Транспорт "Корея"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Транспорт "Корея"

  • Госпитальное судно "Орел"  » Кликните чтобы увеличить ->

    Госпитальное судно "Орел"

 

Вторая Тихоокеанская эскадра

Вторая Тихоокеанская эскадра Российского императорского флота или, как она называлась в официальных документах, 2-я эскадра флота Тихого океана была образована 17 апреля 1904 года; её командующим был назначен исполняющий должность начальника Главного Морского Штаба (ГМШ) контр-адмирал З.П. Рожественский. Первоначальной целью создания эскадры было усиление в связи с начавшейся русско-японской войной 1-й эскадры флота Тихого океана, находящейся в Порт-Артуре и серьёзно уступающей в силах японскому флоту.

Несмотря на очевидную слабость русских сил на Дальнем Востоке и неудачное начало войны (уже в первый же день, 27 января 1904 года, японскими миноносцами были выведены из строя сильнейшие порт-артурские броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», а также крейсер «Паллада», а в Чемульпо после неравного боя с японской эскадрой был затоплен крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец»), достройка новых и ремонт старых кораблей, которые должны были войти во Вторую Тихоокеанскую эскадру, велись очень неспешно. Так, на поданную в конце марта просьбу разрешить сверхурочные работы для ускорения достройки броненосца «Орёл» из Главного Управления Кораблестроения и Снабжений (ГУКиС) пришло разъяснение, что за неимением специального кредита сверхурочные работы разрешены быть не могут. Лишь после гибели 31 марта под Порт-Артуром на японской мине броненосца «Петропавловск», а вместе с ним командующего эскадрой вице-адмирала С. О. Макарова работы на достраивающихся кораблях начали ускоряться, однако всё равно оставались недостаточно быстрыми. Из-за этого пришлось, в частности, отказаться от планов включить в состав эскадры броненосец «Слава», находящийся в наименьшей степени готовности, хотя при должном финансировании и организации работ все шансы на его ввод в строй осенью 1904 года имелись.

После провала попытки прорыва Первой Тихоокеанской эскадры из Порт-Артура во Владивосток, предпринятой 28 июля 1904 года и приведшей к сражению в Жёлтом море, стало, наконец, очевидно, что имеющимися силами не только победить японцев, но даже удержать Порт-Артур и сохранить имеющиеся там корабли не удастся. 10 августа в Петергофе состоялось Особое совещание под председательством императора Николая II, в котором участвовали великие князья генерал-адмирал Алексей Александрович и Александр Михайлович, управляющий морским министерством вице-адмирал Ф. К. Авелан, министр иностранных дел граф В. Н. Ламсдорф, военный министр генерал В. В. Сахаров и командующий 2-й эскадрой контр-адмирал З. П. Рожественский. Согласно докладу командующего эскадрой, приход её на Дальний Восток был возможен в конце января 1905 года при условии, что в плавание она выйдет 1 сентября 1904 года (по оценке штаба, на собственно переход требовалось 90 суток и ещё 60 на стоянки и погрузки угля). В связи с тем, что Порт-Артур к тому времени мог уже пасть (что и произошло в действительности), и тогда второй эскадре, сильно уступающей в силах противнику, да к тому же измотанный полугодовым плаванием, придётся самостоятельно пробиваться в ещё покрытый льдом Владивосток, некоторые участники совещания предлагали отложить выход до присоединения «экзотических» (аргентинских и чилийских) крейсеров, которые в то время пыталась приобрести Россия и которые существенно бы усилили эскадру. Однако З. П. Рожественский настаивал на немедленной отправке эскадры, так как «немыслимо отпустить все зафрахтованные транспорты и вновь организовать позднее весь сложный организм снабжения эскадры в пути». Он считал, что эскадра после выхода должна была дойти до Мадагаскара и ждать там планирующиеся подкрепления. Его точку зрения поддержал Ф. К. Авелан, сообщивший, что переговоры с южноамериканскими странами о продаже крейсеров идут успешно (хотя в итоге ни один корабль приобретён так и не был), а роспуск зафрахтованных иностранных пароходов-угольщиков принесёт большие убытки казне. В итоге совещание решило отправить эскадру осенью, дав ей для подготовки ещё полтора месяца. Во Владивосток её приход ожидался в марте 1905 года.

Вторая Тихоокеанская эскадра покинула последний русский порт на Балтике, Либаву, 2 октября 1904 года. Её основную силу составляли два броненосных отряда. В первый (командир контр-адмирал З.П. Рожественский) вошли четыре новейших однотипных броненосца «Князь Суворов» (флагман), «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл». Второй отряд (контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам) составили недавно построенный, но довольно слабый, а главное, недостаточно защищённый броненосец «Ослябя» (флагман) и два старых корабля — «Сисой Великий» и «Наварин», а также старый броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Крейсерские силы эскадры (контр-адмирал О.А. Энквист) включали старый броненосный крейсер «Дмитрий Донской», бронепалубные крейсера 1 ранга «Олег», «Аврора» и «Светлана» и 2 ранга «Жемчуг» и «Изумруд», небронированный крейсер-яхту «Алмаз» и вспомогательный крейсер «Урал»; позже к ним присоединились ещё несколько вспомогательных крейсеров. В первоначальный состав эскадры входили также миноносцы «Буйный», «Бедовый», «Бравый», «Быстрый», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Грозный», «Громкий», «Прозорливый», «Пронзительный» и «Резвый», плавучая мастерская «Камчатка», буксирный пароход «Русь» (бывший «Роланд»), несколько транспортов и госпитальное судно «Орёл». По Балтике эскадру сопровождал ледокол «Ермак». Из-за неготовности часть кораблей эскадры (крейсера «Олег», «Изумруд» и «Урал», миноносцы «Грозный», «Громкий», «Пронзительный» и «Резвый») осталась на Балтике и образовала «отряд догоняющих судов» под командованием командира «Олега» капитана 1 ранга Л.Ф. Добротворского.

К моменту выхода эскадры было уже очевидно, что дни Первой Тихоокеанской эскадры сочтены: с 18 сентября японцы начали обстрел Порт-Артура и его гавани из 280-мм осадных орудий. Столь же очевидно было, что её сил для самостоятельного разгрома японского флота, насчитывавшего четыре достаточно современных броненосца и восемь броненосных крейсеров, не считая большого числа более слабых кораблей, недостаточно. Тем не менее, никаких мер по дополнительному усилению эскадры за счёт срочной достройки броненосца «Слава» и подготовки к плаванию ещё остающихся на Балтике более старых кораблей в то время не предпринималось.

7 октября эскадра подошла к мысу Скаген и стала на якорь для погрузки угля. Сопровождавший эскадру ледокол «Ермак» был отпущен обратно в Либаву, с ним из-за неисправностей ушёл и миноносец «Прозорливый» (после ремонта он также был включён в «догоняющий отряд»). После Скагена эскадра для прохода зоны балтийских проливов разделилась, однако ночью отряды перемешались.

В ночь с 8 на 9 октября произошёл так называемый Гулльский инцидент: колонна новейших русских броненосцев первого броненосного отряда, приняв британские рыболовецкие суда за японские миноносцы, открыла по ним огонь. Одно из судов было потоплено, ещё несколько повреждены, погибли несколько рыбаков, а на крейсере «Аврора» попавшим в него снарядом был смертельно ранен судовой священник. Следствием этого происшествия стала задержка первого броненосного отряда, с которым шёл транспорт «Анадырь», в испанском порту Виго, куда корабли прибыли 13 октября. Русские корабли пробыли там до 19 октября, когда решился вопрос о создании международной комиссии по расследованию причин инцидента и определению степени виновности сторон. Остальные отряды продолжали плавание самостоятельно. 21 октября первый отряд прибыл в Танжер, где уже находились другие корабли эскадры.

В тот же вечер броненосцы «Наварин» и «Сисой Великий» с крейсерами «Светлана», «Жемчуг» и «Алмаз» под общим командованием контр-адмирала Д.Г. Фелькерзама вышли из Танжера и отправились через Средиземное море и Суэцкий канал на Мадагаскар. миноносцы ушли этим маршрутом раньше; отряд Д.Г. Фелькерзама соединился с ними 28 октября в бухте Суда на острове Крит. В период с 25 октября по 1 ноября туда пришли с Чёрного моря транспорты «Ярославль», «Воронеж», «Владимир», «Тамбов», «Киев», «Юпитер» и «Меркурий». 8 ноября отряд покинул Суду и, совершив по пути заходы в Порт-Саид и Джибути, 15 декабря пришёл в Носси-Бе на Мадагаскаре.

Остальные корабли эскадры под командованием З.П. Рожественского вышли из Танжера 23 откября и пошли на Мадагаскар вокруг Африки, по пути посетив Дакар и несколько бухт на атлантическом побережье Африки, а также выдержав 7–9 декабря трёхдневный шторм. К Мадагаскару отряд подошёл 16 декабря, однако соединение с кораблями Д.Г. Фелькерзама произошло только через 11 дней.

В день прибытия на Мадагаскар, 16 декабря, З.П. Рожественский узнал из почты, доставленной госпитальным судном «Орёл», о гибели Первой Тихоокеанской эскадры. 20 декабря командующий был извещён о начавшейся на Балтике подготовке Третьей Тихоокеанской эскадры, которая должна была увеличить его силы, а 25 декабря пришла телеграмма с приказом ожидать на Мадагаскаре «догоняющий отряд». Последний под командованием капитана 1 ранга Л.Ф. Добротворского вышел из Либавы ещё 3 ноября. В его состав вошли бронепалубные крейсера «Олег» и «Изумруд», вспомогательные крейсера «Днепр» и «Рион», миноносцы «Грозный», «Громкий», «Пронзительный», «Прозорливый» и «Резвый», а также учебное судно «Океан». К эскадре этот отряд присоединился 1 февраля, однако три миноносца — «Пронзительный», «Прозорливый» и «Резвый» — в конце концов пришлось из-за постоянных поломок оставить в Средиземном море (последний дошёл до Джибути, но также был вынужден возвратиться).

Помимо «догоняющего отряда», по пути и во время стоянки на Мадагаскаре к эскадре присоединились вспомогательные крейсера «Урал», «Терек» и «Кубань», а также несколько вспомогательных судов; в то же время 22 ноября в Россию был из-за постоянных поломок отослан транспорт «Малайя», на котором отправили серьёзно заболевших моряков. Во время стоянки (3 января эскадра была задержана на острове до особого распоряжения) занимались боевой подготовкой, в частности, артиллерийскими стрельбами. Однако недостаток снарядов, а также опасения сильно износить орудия вынуждали ограничить такого рода учения.

Первый отряд Третьей Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова вышел из Либавы 3 февраля. В его состав входили старый броненосец «Император Николай I» (флагман), броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин», старый броненосный крейсер «Владимир Мономах», а также несколько вспомогательных судов. Во второй отряд планировалось включить новейший броненосец «Слава» и три хоть и старых, только, что прошедших модернизацию и вполне боеспособных корабля — броненосец «Император Александр II» и крейсера «Память Азова» и «Адмирал Корнилов», однако этот отряд (который по силе был как минимум не слабее первого) так и не был сформирован.

3 марта 1905 года эскадра вышла из Носси-Бе и через Индийский океан направилась к берегам Французского Индокитая. Во время всего перехода угольные погрузки (8, 10, 15, 16, 21 и 30 марта) совершались в открытом море с помощью баркасов. 23 марта вошли в Малаккский пролив в готовности отразить возможные атаки японцев: ещё 18 декабря З.П. Рожественский был извещён морским министерством, что 8 декабря два японских броненосных и шесть бронепалубных крейсеров прошли Сингапур.

В бухту Камрань (на побережье современного Вьетнама) корабли З.П. Рожественского прибыли 31 марта. В дальнейшем эскадра то стояла в бухтах, то выходила за пределы французских территориальных вод, создавая видимость соблюдения международного права; впрочем, французы смотрели на постоянные нарушения сквозь пальцы, и только давление японской дипломатии заставляло их время от времени напоминать о них русскому адмиралу. Так, с 9 по 13 апреля в ответ на просьбу французских властей боевые корабли эскадры держались в море, а транспорты стояли в бухте. 13 апреля эскадра перешла в бухту Ван-Фонг, где пробыла до 19 декабря. По получении очередного требования французов 20 декабря корабли покинули французские территориальные воды, но через сутки, 21 апреля, вновь вернулись в бухту.

26 апреля к эскадре З.П. Рожественского, находящейся неподалёку от побережья, присоединился отряд Н.И. Небогатова. Однако во французских владениях русские корабли пробыли ещё несколько дней.

1 мая эскадра покинула берега Индокитая и направилась во Владивосток. По всей вероятности, никакого определённого плана почти неизбежного боя у З.П. Рожественского не было; во всяком случае, ни командиры кораблей, ни даже младший флагман контр-адмирал Н.И. Небогатов ознакомлены с замыслом командующего не были. Практически единственное распоряжение, касающееся непосредственно боя, касалось действий эскадры при выходе из строя флагманского броненосца: в этом случае адмирала и его штаб должны были снять миноносцы «Бедовый» и «Быстрый» и доставить на другой корабль, а пока командующий не мог управлять эскадрой, её должен был вести первый из уцелевших броненосцев (что позволяло избежать хаоса, как это случилось в бою в Жёлтом море после гибели контр-адмирала В.К. Витгефта и выхода из строя «Цесаревича»).

8 мая от эскадры отделился вспомогательный крейсер «Кубань», первоначально сопровождавший задержанный английский пароход «Ольдгамия», а затем направившийся в назначенный ему для крейсерства район Токийского залива. 9 мая эскадру покинул «Терек» (он должен был крейсировать юго-восточнее Японии), а 12 мая была отпущена в Шанхай большая часть транспортов, которые конвоировали вспомогательные крейсера «Днепр» и «Рион» (после того, как транспорты достигли порта, оба корабля направились в Жёлтое море). По замылу командующего, действия вспомогательных крейсеров должны были отвлечь японцев, однако это было нереально хотя бы потому, что посылать с такой целью крейсера надо заблаговременно, чтобы они успели проявить себя настолько заметно, что противник вынужден был бы реагировать.

Около полуночи с 13 на 14 мая эскадра приблизилась к первой линии японских разведчиков. Возможно, она и осталась бы незамеченной (корабли шли затемнёнными, на них слабо горели лишь гакабортные огни), однако в 2.28 один из японских дозорных — вспомогательный крейсер «Синано-Мару» — заметил госпитальное судно «Орёл», шедшее позади эскадры и несшее все положенные по своему статусу огни. «Японец» направился к подозрительному судну, чтобы его осмотреть, и в 4.02 с расстояния около 8 каб обнаружил другие корабли эскадры. Немедленно отвернув в сторону, он в 4.28 начал передачу радиосообщения об обнаружении противника, с получением которого главные силы японского флота, стоявшие в Мозампо, начали готовиться к выходу, а уже находящиеся в море направились на пересечение предполагаемого курса эскадры.

Дальнейшие события описаны в отдельной статье. Здесь лишь кратко подведём итоги боя. Русский флот потерпел самое катастрофическое поражение за всю свою историю. Из 12 броненосных кораблей, составлявших основу эскадры, три броненосца — «Ослябя», «Император Александр III» и «Бородино» — были потоплены японской артиллерией в дневном бою 14 мая, а флагманский «Князь Суворов» полностью выведен из строя и позже добит миноносцами. Ещё три корабля — броненосцы «Сисой Великий», «Наварин» и крейсер «Адмирал Нахимов» — были потоплены ночью миноносцами (точнее, «Сисой» и «Нахимов», торпедированные ночью, затонули уже утром, что позволило спастись большей части их команд). Отставший из-за повреждений от остатков эскадры броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» на следующий день был потоплен японскими броненосными крейсерами, а оставшиеся четыре корабля — «Император Николай I», «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» — сдались в плен.

Судьба остальных крупных боевых кораблей сложилась следующим образом. Вспомогательный крейсер «Урал», получив в бою 14 мая несколько подводных пробоин, был оставлен командой и затонул. Крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» после наступления темноты повернули на юг и 20 мая, буквально на последних лопатах угля, дошли до Манилы, где и интернировались. Крейсер «Владимир Мономах» ночью получил торпедное попадание и утром затонул недалеко от о. Цусима. «Изумруд» — единственный из крейсеров, не оторвавшийся от остатков главных сил эскадры, — увидев, что контр-адмирал Н.И. Небогатов поднял сигнал о сдаче, воспользовался своим высоким ходом и смог уйти от японцев, однако до Владивостока не дошёл: ночью 17 мая он, к тому времени практически израсходовав запас угля, выскочил на мель в заливе Владимир и был поспешно взорван. Повреждённую «Светлану» 15 мая перехватили два японских крейсера, и после боя двухчасового боя она затонула. Самый никчёмный из русских крейсеров — «Алмаз» — сумел благополучно достичь Владивостока. «Дмитрий Донской» стал последней жертвой сражения: вечером 15 мая он был настигнут шестью крейсерами и несколькими миноносцами противника, однако потопить его японцы не смогли. Тем не менее, низкий ход, полученные повреждения и почти полное отсутствие боезапаса в условиях господства противника на море не оставляли шансов дойти до Владивостока, и ночью он был затоплен командой у о. Дажелет.

Миноносец «Бедовый», назначенный для снятия адмирала в случае выхода из строя флагманского корабля, в бою 14 мая свою обязанность не выполнил — за него это вынужден был сделать «Буйный». Однако на следующее утро З.П. Рожественский и его штаб перешли-таки на «Бедовый», но около 15 часов, встретившись с двумя японскими миноносцами. «Бедовый» сдался без боя и даже без попытки оторваться от врага, несмотря на то, что другой миноносец, шедший вместе с ним — «Грозный» — успешно это сделал и в итоге добрался до Владивостока. «Буйный» же, сдав адмирала со штабом, через некоторое время из-за неполадок в машине отстал от «Бедового» и «Грозного»; позже его команда была снята «Дмитрием Донским», а сам миноносец затоплен. «Быстрый» шёл со «Светланой»; после гибели крейсера он выбросился на корейский берег: даже если он сумел бы оторваться от вражеского миноносца и крейсеров, угля до Владивостока у него не хватило бы. «Безупречный» на рассвете столкнулся с японским крейсером и миноносцем и погиб со всей командой. «Громкий» из-за нехватки угля был вынужден вступить в бой с японскими миноносцами и погиб. «Блестящий» из-за полученных повреждений был затоплен командой, которая перешла на «Бодрый». Этот миноносец не смог самостоятельно дойти до Шанхая из-за нехватки угля, но 20 мая его взял на буксир английский пароход и привёл в порт. Добраться до Владивостока, помимо «Грозного», удалось и «Бравому».

Погибла и часть вспомогательных судов. В бою 14 мая буксирный пароход «Русь» после столкновения с транспортом «Анадырь» был покинут экипажем и позже потоплен японскими крейсерами. «Иртыш», получивший 14 мая повреждения от артиллерийского огня, пытался дойти до Владивостока, но вечером следующего дня его пришлось затопить у берегов Японии: распространение воды, поступавшей через пробоины, остановить так и не удалось. Плавмастерская «Камчатка» потеряла ход из-за повреждений и была потоплена миноносцами. Оба госпитальных судна («Орёл» и «Кострома») были захвачены японцами ещё 14 мая («Кострому» впоследствии отпустили, поскольку придраться к её статусу госпитального судна не удалось). Буксир «Свирь» и транспорт «Корея» смогли дойти до Шанхая. Что касается «Анадыря», он после дневного боя повернул на юг и, пользуясь имевшимся на борту большим запасом угля, 14 июня дошёл без дозаправок до Мадагаскара (весь этот месяц он считался погибшим), откуда отправился на Балтику.

Таким образом, лишь трём русским боевым кораблям удалось достичь Владивостока, ещё четыре интернировалось в иностранных портах, остальные либо погибли, либо сдались в плен; из восьми вспомогательных судов было безвозвратно потеряно три.

 

События в городе


2 октября 1904 год - Из Либавы вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Рожественского З.П, на помощь Русскому флоту в русско-японской войне.

Её основную силу составляли два броненосных отряда. В первый (командир контр-адмирал З.П. Рожественский) вошли четыре новейших однотипных броненосца «Князь Суворов» (флагман), «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл». Второй отряд (контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам) составили недавно построенный, но довольно слабый, а главное, недостаточно защищённый броненосец «Ослябя» (флагман) и два старых корабля — «Сисой Великий» и «Наварин», а также старый броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Крейсерские силы эскадры (контр-адмирал О.А. Энквист) включали старый броненосный крейсер «Дмитрий Донской», бронепалубные крейсера 1 ранга «Олег», «Аврора» и «Светлана» и 2 ранга «Жемчуг» и «Изумруд», небронированный крейсер-яхту «Алмаз» и вспомогательный крейсер «Урал»; позже к ним присоединились ещё несколько вспомогательных крейсеров. В первоначальный состав эскадры входили также миноносцы «Буйный», «Бедовый», «Бравый», «Быстрый», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Грозный», «Громкий», «Прозорливый», «Пронзительный» и «Резвый», плавучая мастерская «Камчатка», буксирный пароход «Русь» (бывший «Роланд»), несколько транспортов и госпитальное судно «Орёл». По Балтике эскадру сопровождал ледокол «Ермак».

3 ноября 1904 год  - Из Либавы вышел «догоняющий отряд». Последний под командованием капитана 1 ранга Л.Ф. Добротворского.

В его состав вошли бронепалубные крейсера «Олег» и «Изумруд», вспомогательные крейсера «Днепр» и «Рион», миноносцы «Грозный», «Громкий», «Пронзительный», «Прозорливый» и «Резвый», а также учебное судно «Океан».

3 февраля 1905 года - Из Либавы  вышел Первый отряд Третьей Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова .

В его состав входили старый броненосец «Император Николай I» (флагман), броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин», старый броненосный крейсер «Владимир Мономах», а также несколько вспомогательных судов. Во второй отряд планировалось включить новейший броненосец «Слава» и три хоть и старых, только, что прошедших модернизацию и вполне боеспособных корабля — броненосец «Император Александр II» и крейсера «Память Азова» и «Адмирал Корнилов», однако этот отряд (который по силе был как минимум не слабее первого) так и не был сформирован.

 

Источник


Википедия - Вторая Тихоокеанская эскадра

История кораблестроения Российского военного флота - 2-я Тихоокеанская эскадра - хроника перехода