Броненосец "Адмирал Ушаков"
"Адмирал Ушаков" — русский броненосец береговой обороны, второй в серии из трех кораблей («Адмирал Ушаков» «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин»)
Заложен 16 июня 1892 (официально 22 октября 1892) на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
29 августа 1892 зачислен в списки судов БФ.
Спущен на воду 27 октября 1893, вступил в строй 18 сентября 1897.
Участвовал в русско–японской войне; входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры БФ. 15 мая 1905 геройски погиб в неравном бою с 2 японскими броненосными при самостоятельном следовании во Владивосток после Цусимского морского сражения и 2 сентября 1905 исключен из списков судов БФ.
Последний бой и гибель
Броненосец участвовал в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г. В результате полученных в дневном бою повреждений "Адмирал Ушаков" отстал от эскадры, и его командир капитан 1 ранга В. Н. Миклуха-Маклай (брат знаменитого исследователя Новой Гвинеи) решил самостоятельно прорываться во Владивосток.
На следующий день японские крейсеры "Ивате" и "Якумо" настигли броненосец. По тактико-техническим элементам японские корабли превосходили «Адмирала Ушакова», поэтому контр-адмиралу X. Симамуре успех был гарантирован. Двукратный перевес японцев в скорости обеспечивал занятие выгодной позиции, а огневая мощь позволяла нанести тяжелые повреждения сравнительно небольшому русскому кораблю, не имевшему броневой защиты оконечностей и средней артиллерии. Правда, 254-мм орудия «Адмирала Ушакова» представляли серьезную угрозу, но вероятность вывести из строя одним снарядом 10000-тонный и достаточно полно забронированный корабль была ничтожной, а последующих попаданий крейсера могли легко избежать маневрированием. Еще при обнаружении грозного противника «Адмирал Ушаков» повернул на юг, и теперь японцам пришлось его догонять. Только около 17 ч расстояние уменьшилось до 80 кбт. В 16 ч 50 мин X. Симамура, следуя полученному от адмирала X. Того приказанию, распорядился поднять сигнал по международному своду: «Ваш флагман сдался, предлагаю Вам сдаться». Одновременно на «Ивате» взвились боевые стеньговые флаги.
Очередной совет офицеров единогласно решил «драться, пока хватит сил, а потом уничтожить броненосец». У подчиненных В. Н. Миклухи не появилось и мысли о возможной сдаче. С приближением противника пробили боевую тревогу. Сигнал, поднятый на «Ивате», разобрали не сразу. Противник успел еще приблизиться и, подвернув вправо, лег на параллельный курс: «Адмиралу Ушакову» предстояло сражаться поврежденным правым бортом.
Через 20 мин боя, крен броненосца на правый борт стал ощутимо затруднять вращение башен, еще через 10 мин огонь из них пришлось прекратить, и только последняя 120-мм пушка продолжала стрелять под управлением мичмана И. А. Дитлова*.
Командир В. Н. Миклуха, считая возможности сопротивления исчерпанными, приказал потопить корабль, а команде спасаться. Для ускорения гибели трюмный механик Л. Ф. Джелепов с хозяином трюмных отсеков Багаутдином Шагигалеевым затопил патронные и бомбовые погреба. Вода хлынула в машинное отделение через открытые кингстоны и подорванные циркуляционные насосы. Броненосец остановился и быстро кренился на правый борт. Противник не прекращал огня. «Адмирал Ушаков», погружаясь носом в воду, лег на правый борт и перевернулся. Через три минуты днище корабля кормой вперед ушло в воду. Перед погружением в корпусе раздался взрыв: видимо, это взорвались котлы. Пока таран броненосца не скрылся под водой, ожесточившиеся японцы продолжали огонь, вымещая на людях злобу за несостоявшийся трофей. Среди плававших в воде разрывами были убиты десятки русских моряков. Более 20 человек, в том числе комиссар П. А. Михеев, погибли от попадания снаряда в центр спасательного круга. Скончался от раны и доблестный командир Владимир Николаевич Миклуха.
«Ивате» и «Якумо», прекратив огонь, подошли к месту гибели броненосца и спустили шлюпки, оказывая запоздавшую милость своим недавним противникам. Спасение продолжалось до темноты, и крейсера освещали поверхность моря прожекторами. Последних двух моряков подобрали из воды почти в 20 ч 30 мин. Не удивительно, что старший судовой механик капитан Ф. А. Яковлев и кочегар 1-й статьи А. С. Хлынов умерли на «Ивате» от переохлаждения через несколько минут после подъема на борт. Всего «Ивате» подобрал 182, а «Якумо» 146 человек. Из команды броненосца погибли семь офицеров, три кондуктора и 84 унтер-офицера и матроса.
Последний бой броненосца «Адмирал Ушаков» произошел в 60 милях к западу от острова Оки. Корабль скрылся под водой около 10 ч 50 мин 15 мая 1905 года. В донесении Е. А. Максимова указаны и координаты гибели: 37°00' с. ш., 33°30' в. д. Противник броненосца — японский крейсер «Ивате» прослужил еще более 40 лет. 28 июля 1945 г. состоявший к этому времени в классе судов береговой обороны 1-го класса корабль был потоплен американской палубной авиацией неподалеку от Куре.
Список офицеров
- Командир - Капитан 1 ранга В.Н. Миклуха-Маклай
- Старший офицер - Капитан 2 ранга А.А. Мусатов
- Ревизор - Мичман А.А. фон-Транзе
- Минный офицер - Лейтенант Б.К. Жданов
- Старший артиллерийский офицер - Лейтенант А.А. Гаврилов 2-й
- Старший артиллерийский офицер - Лейтенант Н.Н. Дмитриев 3-й
- Младший артиллерийский офицер - Лейтенант А.П. Гезехус
- Старший штурманский офицер - Лейтенант Е.А. Максимов 4-й
- Младший штурманский офицер - Юнкер флота, с 07.02.1905г. Мичман Я.В. Сипягин
- Вахтенный начальник - Лейтенант Д.Д. Тыртов 1-й
- Вахтенный начальник - Мичман В.В. Голубев
- Вахтенный начальник - Мичман И.А. Дитлов
- Вахтенный офицер - Прапорщик по морской части Э.И. Зорич
- Старший судовой механик - Капитан К.И.М. Ф.А. Яковлев
- Помощник старшего судового механика - Поручик К.И.М. Н.Е. Трубицын
- Трюмный механик - Поручик К.И.М. Л.Ф. Джелепов
- Младший судовой механик - Прапорщик по механической части А.И. Красков
- Судовой врач - Коллежский асессор Я.Н. Младенцев
- Судовой врач - Лекарь П.В. Бодянский
- Комиссар - Коллежский регистратор П.А. Михеев
- Судовой священник - Иеромонах отец Иона
Фотоальбом
События в городе:
Зиму 1898 — 1899 годов в порту провели: эскадренный броненосец «Петропавловск», броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков», канонерская лодка «Храбрый» и транспорт «Бакан». Боевые корабли находились в вооруженном резерве, в 12-часовой готовности к выходу в морс. На борту постоянно находилась треть команды и половина офицеров, сохранялись /4 запасов угля, смазочного масла и месячный запас провизии.
2 октября 1904 год - Из Либавы вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Рожественского З.П, на помощь Русскому флоту в русско-японской войне.
3 февраля 1905 года - Из Либавы вышел Первый отряд Третьей Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова .
В его состав входили старый броненосец «Император Николай I» (флагман), броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин», старый броненосный крейсер «Владимир Мономах», а также несколько вспомогательных судов. Во второй отряд планировалось включить новейший броненосец «Слава» и три хоть и старых, только, что прошедших модернизацию и вполне боеспособных корабля — броненосец «Император Александр II» и крейсера «Память Азова» и «Адмирал Корнилов», однако этот отряд (который по силе был как минимум не слабее первого) так и не был сформирован.
Использованные источники:
Википедия - Броненосец "Адмирал Ушаков"